Научные труды чернышевского. Краткая биография чернышевского самое главное

image
image
  • 3 Ноября, 2019
  • Искусство
  • Просто журналюга

С известным писателем, автором романа «Что делать?» Николаем Гавриловичем Чернышевским, знаком каждый школьник. В советской литературе публицист также обрел славу в качестве философа, революционера и борца за лучшее будущее. Предлагаем вашему вниманию краткую биографию Чернышевского Николая Гавриловича.

Ранние годы писателя

Публицист родом из Саратова. Появился на свет 24 июля в 1828 году. Отец — священник, поэтому в течение трех лет он получал знания в семинарии. Несмотря на это, молодой человек не стал сторонником и последователем православия, а, наоборот, вступил в ряды его противников, отрекся от религии и всевозможных порядков.

Начиная с 1846 года писатель в течение четырех лет получал образование в университете Петербурга. Помимо русской литературы, изучал Чернышевский биографии и деятельность известных историков Франции, которые совершили научный переворот. Также в ранние годы писатель увлекался западной философией, повлиявшей на его мировоззрение в будущем. На Николая Чернышевского также сильно повлияли работы Г. Гегеля, Ш. Фурье, А. Герцена и В. Белинского. Среди литераторов он высоко оценивал А. Пушкина, Н. Гоголя и особенно Н. Некрасова.

Читайте также:  Краткое содержание сказки Носова «Незнайка в Солнечном городе»

Во время обучения писатель стал фурьеристом, и этого направления утопического социализма придерживался всю жизнь. В краткой биографии Николая Чернышевского достаточно сложно уместить все интересы писателя, он был довольно разносторонним человеком.

Окончив университет со званием кандидата, Николай Гаврилович Чернышевский уехал в город Саратов, где устроился учителем русского языка в гимназии. Начальство отрицательно относилось к его революционным взглядам и бунтарским настроениям. Ситуацию усугубляло и то, что своими взглядами и настроениями писатель делился с учениками.

Годы детства

Жарким июльским днем 1828 года на свет появился Николя Гаврилович Чернышевский. Родиной мужчины является город Саратов. Отец был священником, мать занималась ведением домашнего хозяйства. Глава семьи был довольно образованным человеком, он старался всячески обеспечить будущее детей.

Личная жизнь

Довольно рано женился Чернышевский. Биография писателя говорит о том, что это произошло в 1853 году в Саратове, избранницей стала Ольга Сократовна Васильева. Девушка имела большой успех в местном обществе, но почему-то предпочла тихого и неловкого Чернышевского всем своим поклонникам. В браке у них родились два мальчика.

Семья Чернышевского жила счастливо до тех пор, пока писателя не арестовали. После того как его отправили на каторгу, Ольга Сократовна навестила его в 1866 году. Однако ехать в Сибирь вслед за мужем отказалась – ей не подходил местный климат. Двадцать лет она прожила одна. За это время у красивой женщины сменилось несколько любовников. Писатель нисколько не порицал связей жены и даже писал ей о том, что женщине вредно долго оставаться одной.

Эстетические воззрения писателя

Свою литературную деятельность Николай Чернышевский начал с коротких статей. Писатель устроился в «Современник», после того как стал знаком с Некрасовым. На протяжении нескольких лет находился в числе его руководителей.

В 1855 году писатель защищал диссертационную работу для получения звания магистра. Период получения образования, как часть биографии Чернышевского, интересен тем, что работу его приняли, но степень не дали ввиду отсутствия основных требований. Ученая среда восприняла диссертацию писателя как бред, а чиновники восприняли за попытку революционного выступления. Но, несмотря на это, отвергнутые труды все же нашли своего читателя – либерально-демократическую интеллигенцию. В течение нескольких лет Чернышевского подвергали критике, не принимали его рассуждения и подход к проблеме. Спустя почти четыре года диссертацию публициста все-таки утвердили.

Читайте также:  История создания и судьба повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»

Свои идеи Николай Чернышевский продолжил развивать в очерках и публиковать их в журнале «Современник». Либерально-демократическая общественность, а также писатели встретили работы автора положительно. Его статьи отмечались как интересные, полемичные и живые.

Философские взгляды мужчины

В 1855 году Николай защитил диссертацию, которая затрагивала тему отношения искусства к реальному миру. Такая философия Чернышевского спровоцировала общественный резонанс, ведь жесткую критику идеализма большинство приняло за попытку расшатывания сформированных устоев.

Представители власти тоже с недовольством отнеслись к позиции ученого. Например, министр просвещения по фамилии Норов выступил категорически против присвоения мужчине ученой степени. В силу этого Чернышевскому было присуждено звание «Магистра словесности» только через 3 года, когда министерскую должность занял Ковалевский.

Влияние на общество

Творчество Чернышевского повлияло на общественность, а также повлекло за собой увеличение числа нигилистов. В тот период времени нельзя было открыто обсуждать революционные идеи на страницах «Современника», даже в либеральной атмосфере 50-х годов. По этой причине Чернышевский использовал много хитрых методов обмана цензуры. Почти по каждой теме, которой он занимался, он старался прямо или косвенно связать все с идеями о революции.

Читатели были чрезвычайно заинтересованы в таком чтении, поэтому кумиром молодежи стал именно Чернышевский. Подход и манера писателя быстро завоевали аудиторию.

Борьба с властью

1860-е годы ознаменовались появлением различных организаций, борющихся во имя народа. В итоге стали появляться жестокие прокламации, призывающие к свержению имеющейся системы. Чернышевский в этот период времени был источником идейного вдохновения и консультантом кружка «Земля и свобода». В этот период биографии Чернышевский становится объектом тайного наблюдения полиции.

Ситуация в Петербурге и по всей стране стала очень тяжелой. В 1862 году в городе вспыхнули пожары, стали появляться слухи, что к этому причастны нигилисты. По этой причине работа журнала «Современник», считавшегося источником всех революционных взглядов, была остановлена.

Арест

Почти сразу после закрытия журнала власти перехватили письмо, написанное находившимся в эмиграции А. Герценом. Узнав о том, что «Современник» прекратил свою деятельность, публицист написал одному из сотрудников — Н. Серно-Соловьевичу — предложение печататься за рубежом. Данное письмо использовалось в качестве повода для ареста Чернышевского и Серно-Соловьевича. Они были отправлены в Петропавловскую крепость. Однако не было обнаружено каких-либо других доказательств, подтверждающих тесную связь между «Современником» и политическими эмигрантами. В итоге Николая Чернышевского обвинили только в написании прокламации. Однако и в настоящее время ученые не пришли к единому мнению – Николай Чернышевский является автором данного революционного обращения или нет.

Читайте также:  Краткое содержание пьесы «Кабала святош» М. Булгакова

1864 год стал началом темного периода в биографии Чернышевского. Писателя признали виновным. Его осудили на семь лет и отправили в Сибирь до конца своих дней. Над ним совершили гражданскую казнь – поставили на площадь с доской на груди, где было написано «государственный преступник». В течение нескольких часов писатель простоял возле столба, прикованный к нему цепями.

Арест и ссылка

Творчество Чернышевского привело к аресту. Случилось это 12 июня 1862 года, писатель был взят под стражу и заключен в Петропавловскую крепость. Обвиняли его в составлении прокламации под названием «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон». Это воззрение было написано от руки и передано человеку, который оказался провокатором.

Еще одним поводом для ареста стало перехваченное тайной полицией письмо Герцена, в котором было высказано предложение выпускать в Лондоне запрещенный «Современник». При этом Чернышевский выступал в роли посредника.

Следствие по делу велось полтора года. Писатель все это время не сдавался и активно боролся со следственным комитетом. Протестуя против действий тайной полиции, он объявил голодовку, которая длилась 9 дней. Одновременно с этим Чернышевский не оставил свое призвание и продолжал писать. Именно здесь им был написан роман «Что делать?», позднее изданный частями в «Современнике».

Вердикт писателю был вынесен 7 февраля 1864 года. В нем сообщалось, что Чернышевского приговорили к 14 годам каторжных работ, после которых он должен будет навсегда поселиться в Сибири. Однако Александр II лично сократил время каторги до 7 лет. В общей сложности в заключении писатель провел более 20 лет.

За 7 лет Чернышевского не раз переводили из одной тюрьмы в другую. Он побывал в Нерчинской каторге, Кадаинской и Акатуйской тюрьмах и Александрийском Заводе, где до сих пор сохранился дом-музей имени писателя.

После окончания каторжных работ, в 1871 году, Чернышевского отправили в Вилюйск. Через три года ему официально было предложено освобождение, но писатель отказался писать ходатайство о помиловании.

Роман «Что делать?»

Говоря о биографии Чернышевского Н. Г., нельзя промолчать о его самом главном творении. В момент ведения следствия и нахождения в ссылке Николай Чернышевский написал роман «Что делать?». Автор, политический заключенный, решил выразить свои идеи в форме фантастики, а не в публицистической.

По мнению автора, занимательное и авантюрное начало романа должно было не только привлечь внимание аудитории, но и пошатнуть цензуру. В 1863 году роман частично передавался в следствие по делу Николая Чернышевского. Как и ожидал автор, комиссия в рукописи рассмотрела только любовную линию и дала позволение на печать. Цензор журнала, удивленный таким решением, даже без изучения передал роман Н. А. Некрасову без единой поправки. Вскоре оплошность заметили. К Чернышевскому Н. Г. вновь было приковано внимание. Ответственный цензор Бекетов был снят с должности, но было уже поздно.

Роман «Что делать?» появился в журнале «Современник» в 1863 году в № 3-5. Как только цензура спохватилась, номера попали под запрет. Но изъять весь тираж было уже невозможно. Самое главное и трагическое последствие романа – многочисленная молодежь того времени решила примкнуть к революционерам. Царская власть была враждебно настроена к молодому поколению, которое получало воспитание на романе Николая Чернышевского.

Роман Чернышевского Николая Гавриловича «Что делать?» не теряет своей актуальности по настоящее время.

Дела сердечные

Следует отметить, что творчество и жизнь Чернышевского были тесно связаны только с одной женщиной. Со своей избранницей, Ольгой Васильевой, мужчина обвенчался в 1853 году.

Н.И. Чернышевский. 1859 г.

Литературная деятельность

С 1853 года фамилия Чернышевского появляется под небольшими статьями в «Санкт-Петербургских ведомостях» и «Отечественных записках». А с 1854 года он переходит на постоянную работу в журнал «Современник». Здесь он активно сотрудничал с Н. Некрасовым и Н. Добролюбовым. Чернышевский пытается превратить журнал в рупор революционной демократии. В 1855 году состоялась защита его магистерской диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности», которую расценили как революционное выступление, и это позволило тогдашнему министру просвещения задержать присвоение Николаю Гавриловичу ученой степени.

В 1858 году Чернышевский становится первым редактором журнала «Военный сборник». Работу издания высоко оценивали Герцен и Огарёв, которые стремились привести армию к участию в революции. Постепенно Чернышевский становится лидером публицистики в русской философии материализма. Не являясь членом тайного революционного общества «Земля и воля», он, по сути, сыграл роль его вдохновителя. Чернышевский попадает под тайный надзор полиции, его подозревают в составлении воззвания «Великорусс» и других враждебных правительству воззваний. В мае 1862 года власти закрыли журнал «Современник» на восемь месяцев, а когда издание возобновилось, в нем был напечатан роман «Что делать?». Его Чернышевский написал, будучи под арестом в Петропавловской крепости.

Арест и ссылка

В июне 1862 года Чернышевский оказался в Алексеевском равелине Петропавловской крепости. Его арест был связан с прокламацией «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон».

Полтора года длилось следствие. В феврале 1864 года писателя приговорили к каторге сроком на 14 лет, а после – к пожизненному поселению в Сибири. Император Александр II частично помиловал Чернышевского и уменьшил срок до семи лет каторги. Тем не менее властям этого показалось мало, и 31 мая 1864 года на Мытнинской площади состоялась еще и гражданская казнь осужденного. В целом Чернышевский провел на каторге и в тюрьмах свыше 20 лет.

Революционеры предприняли несколько попыток вызволить Чернышевского с каторги, но безуспешно. Только в 1883 году власти разрешили ему вернуться в европейскую часть России. Городом пребывания писателя стала Астрахань.

Сын Михаил добился того, что в июне 1889 года его отцу было позволено переехать в Саратов. Но пребывание здесь продлилось недолго. В октябре того же года Чернышевский заболел малярией и от кровоизлияния в мозг умер 29 октября. Похоронен на Воскресенском кладбище города Саратова.

Встреча с семьей

Если описывать этот период биографии Чернышевского кратко, самое светлое в нем – воссоединение с семьей. В конце 80-х годов супруги встретились после разлуки длиной в 20 лет. Жена писателя оказала ему большую поддержку и помощь в качестве библиографа. Несмотря на то что дети Чернышевского не помнили своего отца из-за длительной ссылки, их мать привила им уважение к родителю. Сыновья автора романа «Что делать?» потратили много сил, чтобы создать в Саратове дом-музей Чернышевского, который существует там до сих пор.

В революционных кругах и на студенческих сходках Чернышевский был настоящим героем, без упоминания которого не обходилось ни одно собрание.

Последний этап жизни: освобождение и смерть

По окончании каторги писателю должны были предоставить право выбрать место для дальнейшего проживания, но начальник жандармов решил отправить его в Вилюйск. Суровый климат способствовал ухудшению здоровья Чернышевского.

Революционеры неоднократно пытались освободить своего предводителя. Многие попытки остались нереализованными ввиду столкновения с властью. Вот еще один интересный факт в биографии Чернышевского Николая Гавриловича: в 1874 году писатель мог просить о помиловании, но он отказался.

В 1883 году благодаря графу Д. А. Толстому Николая Чернышевского отправили в Астрахань для дальнейшего проживания. Все это время ему помогал Некрасов. Находясь в ссылке, писатель занимался переводами, писал очерки. Спустя шесть лет ему было разрешено вернуться в родной Саратов, где он и скончался. Причиной смерти Чернышевского стало кровоизлияние в мозг.

Николай Гаврилович Чернышевский – один из самых известных и почитаемых русских писателей и публицистов. Именно он является автором романа «Что делать?» и идейным лидером «Земли и воли» (сообщества, в котором подымались революционные идеи). Именно по причине такой активности, он считался наиболее опасным врагом Российской империи. 

Интересные факты из биографии писателя

Н.Г. Чернышевский родился 12 июля 1828 года в Саратове. Его отец – протоиерей в одном из кафедральных соборов города, а мать – простая крестьянка. Благодаря стараниям отца, который обучал Николая, он вырос очень умным и эрудированным мужчиной.

Такие глубокие знания в литературе у мальчика в столь раннем возрасте привлекали внимание его односельчан. Они дали ему прозвище “библиограф”, которое точно отображало уникальную эрудированность будущего публициста. Благодаря полученным во время домашнего обучения знаниям он смог без труда поступить в духовную семинарию Саратова, а позже – в ведущий университет Санкт-Петербурга.

(Юный Чернышевский за переводом истории)

Именно за годы обучения и становления сформировалась личность революционера-активиста, который не боится говорить правду. Он вырос на учениях античных, французских и английских произведений эпохи материализма (XVII—XVIII века). 

Этапы жизни и этапы творчества 

Николай Чернышевский заинтересовался написанием литературных произведений ещё во время посещения литературного кружка, где в то время преподавал И. И. Введенский (российский писатель, революционер). После окончания историко-филологического факультета в 1850 году, Чернышевский получил звание кандидата наук и уже через год начал работать в гимназии Саратова. Полученную работу он воспринимал, как шанс активно продвигать свои революционные идеи. 

Проработав 2 года в гимназии, молодой учитель решил жениться. Его женой стала Ольга Васильева, вместе с которой он переехал в Санкт-Петербург. Именно здесь его назначили преподавателем Второго кадетского корпуса. Здесь он отлично зарекомендовал себя вначале, но после серьёзного конфликта с одним из офицеров, Чернышевскому пришлось уйти. 

(Полный свежих идей Чернышевский защищает диссертацию)

Пережитые события вдохновили молодого Чернышевского на написание своих первых статей в печатных изданиях Санкт-Петербурга. После нескольких опубликованных статей, его приглашают в журнал “Современник”, где Николай Гаврилович становится практически главным редактором. При этом он продолжил вести активную деятельность и продвигать идеи революционной демократии. 

После успешной работы в “Современнике”, он получает приглашение в журнал “Военный сборник”, где занимает должность первого редактора. Во время работы здесь Чернышевский начинает вести различные кружки, в которых участники пытались найти способы привлечения армии к революции. Благодаря своим статьям и активной деятельности он становится одним из лидеров публицистической школы своего времени. Именно в этот период (1860 год) он и пишет “Антропологический примат в философии” (сочинение на философскую тему).

(Чернышевский в заточении пишет “Что делать”)

В результате уже с 1861 года за Чернышевским устанавливается тайный надзор полиции, который усиливается после вступления его в “Земля и воля” (общество, основанное Марксом и Энгельсом). В связи с событиями в стране “Современник” на время приостановил свою деятельность. Но уже через год возобновил её (в 1863 году). Именно тогда и был опубликован самый знаменитый роман Николая Чернышевского – “Что делать?”, который автор писал во время своего пребывания в тюрьме. 

Формирование взглядов

В 1843 году Чернышевский делает первый шаг в получении высшего образования, поступая в духовную семинарию города Саратов. Проучившись там три года, Николай Гаврилович решает бросить учебу.

В 1846 году он сдает экзамены и поступает на историко-филологического факультета в университет Санкт-Петербурга. Здесь, впитывая мысли и научные знания античных авторов, изучая труды Исаака Ньютона, Пьера-Симона Лапласа и передовых западных материалистов происходило формирование будущего революционера. Как утверждает краткая биография Чернышевского, именно в Петербурге произошла трансформация Чернышевского -подданного в Чернышевского-революционера.

Формирование социально-политических взглядов Николая Гавриловича происходило под влиянием кружка И. И. Введенского, в котором Чернышевский начинает постигать азы писательской деятельности.

В 1850 году обучение в университете заканчивается и молодой выпускник получает назначение в Саратовскую гимназию. Это учебное заведение уже в 1851 году начинает использоваться как стартовая площадка для взращивания в своих учащихся передовых социально-революционных идей.

Взгляды Чернышевского

В юном возрасте писатель с интересом изучал разные священные книги и верил в Бога, однако после того, как он ознакомился с трудами французских и немецких материалистов, он начал активно критиковать религию и буржуазию.

Читайте также:  Ода Г.Р.Державина «Фелица». Жанрово-художественное своеобразие.

Николай Чернышевский был ярым противником крепостного права.

В своих статьях он призывал властей дать людям свободу. Нелегкую жизнь русского народа он сравнивал с чернокожими рабами в Америке.

Писатель искренне верил, что через несколько десятилетий после освобождения крестьян в государстве наконец-то наступит социализм, в котором все люди будут равны.

Стоит заметить, что многие его идеи были далеки от реальности и скорее являлись утопическими.

«Земля и воля»

На протяжении многих лет своей биографии Николай Чернышевский пропагандировал идеи революции, в результате чего стал идейным вдохновителем революционного движения «Земля и воля».

В скором времени он вступил в переписку с Александром Герценом, которому пришлось эмигрировать за рубеж из-за давления со стороны властей.

Объединение «Земля и воля» набирало все большую популярность. В него входили писатели, военнослужащие, деятели культуры и все те, кто стремился к политическим и социальным переменам.

Представители этого движения беспрерывно критиковали царскую власть и старались донести свои идеи простому народу. Однако несмотря на это они не находили большого отклика у крестьян.

Петербургский период

В 1853 году Чернышевский встречает дочь саратовского доктора Ольгу Сократовну Васильеву, с которой вступил в брак. Она подарила супругу троих сыновей – Александра, Виктора и Михаила. После свадьбы семья сменила уездный Саратов на столичный Санкт-Петербург, где совсем недолго глава семейства проработал в кадетском корпусе, но вскоре уволился оттуда из-за ссоры с офицером. Чернышевский работал во многих литературных журналах, которые отразим в хронологической таблице.

Журнал Годы работы Деятельность
«Санкт-Петербургские ведомости» и «Отечественные записки» 1853-1854 Небольшие революционные статьи
«Современник» 1854-1862 В 1855-1862 руководил выпуском журнала
«Военный сборник» 1858 Редактор

После проведения в России «Великих реформ» Чернышевский выступает идейным вдохновителем народничества и хождения в народ. В 1863 году вон публикует в «Современнике» главный роман своей жизни, который называется «Что делать?

». Это самое главное произведение Чернышевского.

Произведения Николая Гавриловича Чернышевского

Переводы

  • 1858—1860 — «История восемнадцатого столетия и девятнадцатого до падения Французской империи» Фридриха Кристофа Шлоссера;
  • 1860 — «Основания политической экономии Джона Стюарта Милля» (со своими примечаниями);
  • 1861—1863 — «Всемирная история» Ф. К. Шлоссера;
  • 1863—1864 — «Исповедь» Жана Жака Руссо;
  • 1884−1888 — «Всеобщая история Георга Вебера» (со своими статьями и комментариями успел перевести 12 томов).

Романы

  • 1862−1863 — Что делать? Из рассказов о новых людях;
  • 1863 — Повести в повести (незакончен);
  • 1867−1870 — Пролог. Роман из начала шестидесятых годов. (остался незакончен).

Повести

  • 1863 — Алферьев;
  • 1864 — Мелкие рассказы;
  • 1889 — Вечера у княгини Старобельской (не было напечатано).

Литературная критика

  • 1849 — О «Бригадире» Фонвизина. Кандидатская работа;
  • 1854 — Об искренности в критике;
  • 1854 — Песни разных народов;
  • 1854 — Бедность не порок. Комедия Александра Николаевича Островского;
  • 1855 — Сочинения Александра Сергеевича Пушкина;
  • 1855−1856 — Очерки гоголевского периода русской литературы;
  • 1856 — Александр Сергеевич Пушкин. Его жизнь и сочинения;
  • 1856 — Стихотворения Кольцова;
  • 1856 — Стихотворения Н. Огарёва;
  • 1856 — Собрание стихотворений В. Бенедиктова;
  • 1856 — Детство[en] и отрочество. Военные рассказы графа Льва Николаевича Толстого;
  • 1856 — Очерки из крестьянского быта Алексея Феофилактовича Писемского;
  • 1857 — Лессинг. Его время, его жизнь и деятельность;
  • 1857 — «Губернские очерки» Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина;
  • 1857 — Сочинения Василия Ивановича Жуковского;
  • 1857 — Стихотворения Николая Федоровича Щербины;
  • 1857 — «Письма об Испании» Василия Петровича Боткина;
  • 1858 — Русский человек на rendez-vous. Размышления по прочтении повести господина Ивана Сергеевича Тургенева «Ася»;
  • 1860 — Собрание чудес, повести, заимствованные из мифологии;
  • 1861 — Не начало ли перемены ? Рассказы Николая Васильевича Успенского. Две части.

Мемуары

  • 1861 — Н. А. Добролюбов. Некролог;
  • 1883 — Заметки о Некрасове;
  • 1884−1888 — Материалы для биографии Николая Александровича Добролюбова, собранные в 1861—1862 годах;
  • 1884−1888 — Воспоминания об отношениях Тургенева к Добролюбову и о разрыве дружбы между Тургеневым и Некрасовым.

Философия и эстетика

  • 1854 — Критический взгляд на современные эстетические понятия;
  • 1855 — Эстетические отношения искусства к действительности. Магистерская диссертация;
  • 1855 — Возвышенное и комическое;
  • 1855 — Характер человеческого знания;
  • 1858 — Критика философских предубеждений против общинного владения;
  • 1860 — Антропологический принцип в философии. «Очерки вопросов практической философии». Сочинение Петра Лавровича Лаврова;
  • 1888 — Происхождение теории благотворности борьбы за жизнь. Предисловие к некоторым трактатам по ботанике, зоологии и наукам о человеческой жизни.

Публицистика

  • 1856 — Обзор исторического развития сельской общины в России Чичерина;
  • 1856 — «Русская беседа» и её направление;
  • 1857 — «Русская беседа» и славянофильство;
  • 1857 — О поземельной собственности;
  • 1858 — Откупная система;
  • 1858 — Кавеньяк;
  • 1858 — Июльская монархия;
  • 1859 — Материалы для решения крестьянского вопроса;
  • 1859 — Суеверие и правила логики;
  • 1859 — Капитал и труд;
  • 1859−1862 — Политика. Ежемесячные обзоры заграничной политической жизни;
  • 1860 — История цивилизации в Европе от падения Римской империи до Французской революции;
  • 1861 — Политико-экономические письма к президенту Американских Соединенных Штатов[en] Г. К. Кэри;
  • 1861 — О причинах падения Рима;
  • 1861 — Граф Кавур;
  • 1861 — Непочтительность к авторитетам. По поводу ‘Демократии в Америке’ Токвиля;
  • 1861 — Барским крестьянам от их доброжелателей поклон;
  • 1862 — В изъявление признательности Письмо к г. Зарину;
  • 1862 — Письма без адреса;
  • 1878 — Письмо сыновьям А. Н. и М. Н. Чернышевским.

Ссылка и смерть

У Чернышевского биография изобилует тяжелыми моментами жизни. В 1864 году за свою социально-революционную деятельность и причастность к «Народной воле» Николай Гаврилович направлялся в 14-летнюю ссылку для работы на каторге. Спустя время срок приговора был в два раза уменьшен благодаря указу императора. После каторги Чернышевскому предписывалось пожизненно остаться в Сибири. Отбыв каторгу, в 1871 году ему предписывают местом жительства город Вилюйск.

В 1874 году ему предложили свободу и отмену приговора, но Чернышевский не стал отправлять императору свое прошение о помиловании.

Его младший сын многое сделал для возвращения отца в родной Саратов и лишь через 15 лет Чернышевский все-таки переезжает жить на свою малую родину. Не прожив в Саратове и полугода, философ заболевает малярией. Смерть Чернышевского произошла от кровоизлияния в мозг. Великий философ был похоронен на Воскресенском кладбище.

Читайте также:  Онлайн чтение книги Ромео и Джульетта Romeo and Juliet АКТ IV

Арест и ссылка

Творчество Чернышевского привело к аресту. Случилось это 12 июня 1862 года, писатель был взят под стражу и заключен в Петропавловскую крепость. Обвиняли его в составлении прокламации под названием «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон». Это воззрение было написано от руки и передано человеку, который оказался провокатором.

Еще одним поводом для ареста стало перехваченное тайной полицией письмо Герцена, в котором было высказано предложение выпускать в Лондоне запрещенный «Современник». При этом Чернышевский выступал в роли посредника.

Следствие по делу велось полтора года. Писатель все это время не сдавался и активно боролся со следственным комитетом. Протестуя против действий тайной полиции, он объявил голодовку, которая длилась 9 дней. Одновременно с этим Чернышевский не оставил свое призвание и продолжал писать. Именно здесь им был написан роман «Что делать?», позднее изданный частями в «Современнике».

Вердикт писателю был вынесен 7 февраля 1864 года. В нем сообщалось, что Чернышевского приговорили к 14 годам каторжных работ, после которых он должен будет навсегда поселиться в Сибири. Однако Александр II лично сократил время каторги до 7 лет. В общей сложности в заключении писатель провел более 20 лет.

За 7 лет Чернышевского не раз переводили из одной тюрьмы в другую. Он побывал в Нерчинской каторге, Кадаинской и Акатуйской тюрьмах и Александрийском Заводе, где до сих пор сохранился дом-музей имени писателя.

После окончания каторжных работ, в 1871 году, Чернышевского отправили в Вилюйск. Через три года ему официально было предложено освобождение, но писатель отказался писать ходатайство о помиловании.

Философские и политические взгляды

В 1855 году Чернышевский защитил диссертацию, посвященную вопросам отношения искусства к явлениям реального мира. Его выступление вызвало общественный резонанс, поскольку резкую критику идеализма и теории «чистого», оторванного от действительности искусства многие расценили как дерзость и попытку расшатать традиционные устои.

Памятник Николаю Чернышевскому в Саратове

Представителям власти также не понравилась позиция молодого ученого: А. С. Норов, бывший тогда министром просвещения, выступил против присуждения Чернышевскому ученой степени. Николай Гаврилович получил звание магистра русской словесности лишь 3 года спустя, когда Норова на посту сменил Е. П. Ковалевский.

В это же время писатель возглавил журнал «Военный сборник». Его привлечение к редактированию издания было не случайным: Чернышевского пригласили, чтобы вести на этом посту пропагандистскую деятельность, ведь, по замыслу тогдашних революционеров, армия должна была стать главной движущей силой грядущих перемен. Там Чернышевский познакомился с Огаревым и Герценом. Вместе они стали родоначальниками народничества и основали тайное общество «Земля и воля».

Личная жизнь

Довольно рано женился Чернышевский. Биография писателя говорит о том, что это произошло в 1853 году в Саратове, избранницей стала Ольга Сократовна Васильева. Девушка имела большой успех в местном обществе, но почему-то предпочла тихого и неловкого Чернышевского всем своим поклонникам. В браке у них родились два мальчика.

Редактировать

Биография

12 (24) июля 1828 года — 17 (29) октября 1889 года Добавить фотографию Русский революционер-демократ, литературный критик, писатель. Николай Гаврилович Чернышевский родился 12 (24) июля 1828 года в Саратове, в семье священника Гаврилы Ивановича Чернышевского (1793-1861). Н. Г. Чернышевский получил начальное образование дома под руководством отца. В 1842-1845 годах он учился в Саратовской духовной семинарии, но курса не окончил. В 1846-1850 годах Н. Г.Чернышевский продолжил обучение на историко-филологическом отделении Санкт-Петербургского университета. В студенческие годы под влиянием немецкой классической философии, работ французских социалистов-утопистов, а также сочинений В. Г. Белинского и А. И. Герцена сформировались основы его мировоззрения. В 1851-1853 годах Н. Г. Чернышевский преподавал русский язык и литературу в Саратовской гимназии, пропагандировал среди гимназистов свои убеждения (многие его ученики впоследствии стали революционерами). В 1853 году он переехал в Санкт-Петербург, в 1854 году некоторое время преподавал во Втором кадетском корпусе. С 1853 года Н. Г. Чернышевский писал статьи для «Санкт-Петербургских ведомостей» и журнала «Отечественные записки». В начале 1854 года он перешел в журнал «Современник», которым в 1855-1862 годах руководил наряду с Н. А. Некрасовым и Н. А. Добролюбовым. С конца 1857 года Н. Г. Чернышевский, передав отдел литературной критики Н. А. Добролюбову, публиковал в «Современнике» материалы преимущественно по экономическим и политическим вопросам. Он активно включился в журнальную кампанию по обсуждению условий предстоящей крестьянской реформы. В ежемесячных обзорах международной жизни – «Политика» (1859-1862) Н. Г. Чернышевский опирался на исторический опыт Западной Европы для освещения наболевших вопросов русской жизни и указания путей к их разрешению. С сентября 1861 года Н. Г. Чернышевский находился под тайным надзором полиции. Вслед за приостановкой издания «Современника» на 8 месяцев, в июле 1862 года он был арестован и заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. Поводом для ареста послужило перехваченное полицией письмо А. И. Герцена к Н. А. Серно-Соловьевичу, в котором упоминалось имя Н. Г. Чернышевского в связи с предложением издавать запрещенный «Современник» в Лондоне. В одиночном заключении Н. Г. Чернышевским был написан роман «Что делать?» (1862-1863). Произведение не отличалось высокими художественными достоинствами, но оказалось более чем успешным в плане пропаганды социалистических идей через художественную литературу. Опубликованный по недосмотру цензуры в «Современнике» (1863), роман «Что делать?» оказал колоссальное влияние на дальнейшее развитие русской общественной мысли. Его герои стали образцом для подражания для целого поколения революционеров. Благодаря роману, Н. Г. Чернышевский наряду с А. И. Греценом считается одним из родоначальников народничества. В 1864 году Н. Г. Чернышевский был признан виновным «в принятии мер к ниспровержению существующего порядка управления» и осужден на 7 лет каторги и вечное поселение в Сибири. После обряда гражданской казни на Мытнинской площади Санкт-Петербурга Н. Г. Чернышевский был отправлен в Нерчинскую каторгу (Кадаинский рудник на монгольской границе), откуда в 1866 году был переведен в Александровский завод. В 1871 году, по отбытии срока каторжных работ, Н. Г. Чернышевский жил на поселении в Вилюйском остроге. В годы жизни в Сибири Н. Г. Чернышевский продолжал литературно-пропагандистскую деятельность, но без особых успехов. Автор романа «Что делать?» продолжал пользоваться большим авторитетом в среде русских революционеров, но уже не оказывал заметного влияния на общественную жизнь России. В 1883 году Н. Г. Чернышевский был переведен в Астрахань под надзор полиции, а в июне 1889 года получил разрешение жить в своем родном городе. Он скончался в Саратове 17(29) октября 1889 года. Сочинения Н. Г. Чернышевского оставались запрещенными в России вплоть до революции 1905-1907 годов. Распространяясь нелегально, они играли заметную роль в процессе воспитания молодых революционеров. С работами Н. Г. Чернышевского были знакомы К. Маркс и Ф. Энгельс, В. И. Ленин высоко оценивал его теоретический вклад в развитие революционной мысли в России.

Имеет отношение к населенным пунктам:

Саратовская область, город Саратов Родился в Саратове 12 (24) июля 1828 года. В 1842-1845 годах учился в Саратовской духовной семинарии. В 1851-1853 годах преподавал русский язык и литературу в Саратовской гимназии. В июне 1889 года получил разрешение вернуться в Саратов. Скончался в Саратове 17 (29) октября 1889 года, похоронен на Воскресенском кладбище. Город Санкт-Петербург Учился в Санкт-Петербургском университете в 1846-1850 годах. Жил в Санкт-Петербурге в 1853-1864 годах. В 1855-1862 годах наряду с Н. А. Некрасовым и Н. А. Добролюбовым руководил журналом «Современник». В 1862-1864 годах находился в одиночном заключении в Алексеевском равелине Петропавловской крепости. 19 (31) мая 1864 года на Мытнинской площади Санкт-Петербурга над ним была совершена церемония гражданской казни. Забайкальский край, Чернышевский район, село Кадая В 1864-1866 годах отбывал наказание в Нерчинской каторге (Кадаинский рудник). Забайкальский край, Александрово-Заводский район, село Александровский Завод В 1866-1871 годах отбывал наказание в Александровском заводе. Республика Саха (Якутия), Вилюйский район, город Вилюйск В 1871-1883 годах жил на поселении в Вилюйском остроге. Астраханская область, город Астрахань В 1883-1889 годах жил под надзором полиции в Астрахани. Ленинградская область, Тосненский район, город Любань Летом 1860 года жил и работал в Любани.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий