Николай Бердяев: краткая биография и история жизни философа

Николай Александрович Бердяев (рус. дореф. Николай Александровичъ Бердяевъ, 6В [18]В мартаВ 1874, имение Обухово, Киевская губерния, Российская империяВ — 23 марта 1948 (по другим данным, 24 марта 1948), Кламар под Парижем, Четвёртая французская республика)В — русский религиозный и политический философ, представитель русского экзистенциализмa и персонализма. Автор оригинальной концепции философии свободы и (после Первой Мировой и Гражданской войн) концепции нового средневековья.

Биография

Семья

Н.В А.В Бердяев родился в дворянской семье. Его отец, офицер-кавалергард Александр Михайлович Бердяев, был киевским уездным предводителем дворянства, позже председателем правления Киевского земельного банка; мать, Алина Сергеевна, урождённая княжна Кудашева, по матери была француженкой. Его старший брат СергейВ — поэт, публицист и издатель.

СупругаВ — поэтесса Бердяева, Лидия Юдифовна (по первому браку Рапп, урождённая Трушева).

Образование

Бердяев воспитывался дома, затем в Киевском кадетском корпусе. В шестом классе оставил корпус и начал готовиться к экзаменам на аттестат зрелости для поступления в университет. «Тогда же у меня явилось желание сделаться профессором философии». Поступил на естественный факультет Киевского университета, через год на юридический. В 1897В г. за участие в студенческих беспорядках был арестован, отчислен из университета и сослан в Вологду. В 1899В году в марксистском журнале «Die Neue Zeit» напечатана его первая статья «Ф.В А.В Ланге и критическая философия в их отношении к социализму».

Общественная деятельность

В 1901 г. вышла его статья «Борьба за идеализм», закрепившая переход от позитивизма к метафизическому идеализму. Наряду с С.В Н.В Булгаковым, П.В Б.В Струве, С.В Л.В Франком Бердяев стал одной из ведущих фигур движения, выступившего с критикой мировоззрения революционной интеллигенции. Это направление впервые заявило о себе сборником статей «Проблемы идеализма» (1902), затем сборниками «Вехи» (1909) и «Из глубины» (1918), в которых резко отрицательно характеризовалась роль радикалов в революции 1905 и 1917 годов.

В 1903—1904 годах принимал участие в организации Союза освобождения и его борьбе.

Желая принять какое-либо участие в освободительном движении, я примкнул к Союзу освобождения. С инициаторами Союза освобождения у меня были идейные и личные связи. Я принял участие в двух съездах за границей в 1903 и 1904 годах [правильно в 1902 и 1903 годах], на которых был конструирован Союз освобождения. Съезды происходили в Шварцвальде и в Шафгаузене, около Рейнского водопада. Красивая природа меня более привлекала, чем содержание съездов. Там я впервые встретился с либеральными земскими кругами. Многие из этих людей впоследствии играли роль в качестве оппозиции в Государственной думе и вошли в состав Временного правительства 1917 года. Среди них были очень достойные люди, но среда эта была мне чужда. В мою задачу совсем не входит писать воспоминания о Союзе освобождения, который играл активную роль перед первой русской революцией. Из деятелей Союза освобождения вышли элементы, составившие потом главную основу кадетской партии. В кадетскую партию я не вошёл, считая её партией «буржуазной». Я продолжал считать себя социалистом. Я принимал участие в комитете Союза освобождения сначала в Киеве, потом в Петербурге, но особенно активной роли по своему настроению не играл и чувствовал страшную отчуждённость от либерально-радикальной среды, большую отчуждённость, чем от среды революционно-социалистической. Иногда я вел переговоры от Союза освобождения с социал-демократами, например, с X., тогда меньшевиком, а впоследствии советским сановником, народным комиссаром и послом, с Мартовым, а также с представителями еврейского Бунда. На «освобожденческих» банкетах, которыми в то время полна была Россия, я себя чувствовал плохо, не на своем месте и, несмотря на свой активный темперамент, был сравнительно пассивен. Я себя чувствовал относительно лучше среди социал-демократов, но они не могли мне простить моей «реакционной», по их мнению, устремленности к духу и к трансцендентному.

— Самопознание.

Перейти к навигации Перейти к поиску

Николай Бердяев

философ image

Дата рождения:
18.3.1874 (6)
Место рождения:
Киев, Российская Империя
Дата смерти:
23.3.1948
Место смерти:
Кламар, Четвёртая французская республика

Философия:

Направление:
русская религиозная философия, религиозный экзистенциализм, персонализм, профетическая философия.
Интересы:
философская антропология, онтология, христианская мистика
Предшественники:
К. Н. Леонтьев, В. С. Соловьёв, Я. Бёме
Последователи:
Э. Мунье

Творчество:

В Сети:

Николай Александрович Бердя́ев (6 [18] марта 1874, Киев — 23 марта 1948, Кламар под Парижем) — российский религиозный и политический философ, представитель экзистенциализмa.

Биография[править]

Летом 1913 года написал статью «Гасители духа» для газеты «Русская молва», раскритиковав политику православной Церкви против монахов-имяславцев на Афоне, за что был обвинён в богохульстве и чуть не попал на вечное поселение в Сибирь.

Цитаты[править]

  • «Когда я поступил во второй класс кадетского корпуса и попал во время перемены между уроками в толпу товарищей кадетов, я почувствовал себя совершенно несчастным и потерянным. Я никогда не любил общества мальчиков-сверстников и избегал вращаться в их обществе… Общество мальчиков мне всегда казалось очень грубым, разговоры низменными и глупыми… Кадеты же мне показались особенно грубыми, неразвитыми, пошлыми… В коллективной атмосфере военного учебного заведения я был резким индивидуалистом, очень отъединённым от других»
  • «Каждая великая историческая эпоха, даже в новой истории человечества, столь неблагоприятной для мифологии, насыщена мифами»[1]
  • «Русское мышление гораздо более тоталитарно и целостно, чем мышление западное, более дифференцированное, разделённое на категории»[2]
  • «Русская интеллигенция всегда стремилась выработать себе тоталитарное, целостное миросозерцание, в котором Правда-истина будет соединена с Правдой-справедливостью»[2]
  • «Первым культурным свободолюбивым человеком в России был масон и декабрист, но он не был ещё самостоятельно мыслящим»[2]
  • «В Пушкине как будто на одно мгновенье соединилось то, что было у нас всегда разъединено — идеология империи и идеология интеллигенции»[3]
  • «…Русская революция являет собой торжество толстовства. На ней отпечатался и русский толстовский морализм, и русская аморальность. Толстой сумел привить русской интеллигенции ненависть ко всему исторически-индивидуальному и исторически-разностороннему. Он был выразителем той стороны русской природы, которая питала отвращение к исторической силе и исторической славе… Он морально уготовлял историческое самоубийство русского народа. Толстовская мораль обезоружила Россию и отдала её в руки врагов»[4]
  • «В русской революции победил новый антропологический тип. … Появился молодой человек во френче, гладко выбритый, военного типа, очень энергичный, дельный, одержимый волей к власти и проталкивающийся в первые ряды жизни, в большинстве случаев наглый и беззастенчивый. Его можно повсюду узнать, он повсюду господствует. Это он стремительно мчится в автомобиле, сокрушая всё и вся на пути своём, он заседает на ответственных советских местах, он расстреливает и он наживается на революции. … Чека также держится этими молодыми людьми. … В России, в русском народе что-то до неузнаваемости изменилось, изменилось выражение русского лица. Таких лиц прежде не было в России. Новый молодой человек — не русский, а интернациональный по своему типу…. Война сделала возможным появление этого типа, она была школой, выработавшей этих молодых людей»[5]
  • «Верящий в бессмертие должен трезво относиться к плану земной жизни и видеть, что в нём невозможно окончательно преодолеть тёмное иррациональное начало, что в нём неизбежно страдание, зло и несовершенство»[6]
  • «Во мне вызывает сильное противление то, что для русской эмиграции главный вопрос есть вопрос об отношении к советской власти. Между тем как я считаю главным вопросом вопрос об отношении к русскому народу»[7]

Примечания[править]

  1. Цит. по: Мещеряков М. Т. Судьба интербригад в Испании по новым документам // Новая и новейшая история. — 1993. — № 5. — С. 18.
  2. а б в Цит. по: Шелохаев В. В. Общественная мысль России: теоретико-методологические проблемы ее изучения // Вопросы истории. — 2010. — № 6. — С. 39.
  3. Цит. по: Боханов А. Н. А. С. Пушкин и национально-государственная самоидентификация России // Отечественная история. — 2002. — № 5. — С. 5.
  4. Цит. по: Барковец О., Крылов-Толстикович А. Неизвестный император Александр III: Очерки о жизни, любви и смерти. — М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003. — С. 102. ISBN 5-7905-1412-X
  5. Цит. по: Нарский И. В. Фронтовой опыт русских солдат. 1914‒1916 годы // Новая и новейшая история. — 2005. — № 1. — С. 204.
  6. Цит. по: Кон И. С. Буржуазная философия истории в тупике // Вопросы истории. — 1960. — № 12. — С. 45.
  7. Цит. по: Васин А. Н., Велембовская К. М. Комитет «Помощь России в войне». Американская гуманитарная помощь СССР в годы Великой Отечественной войны // Новая и новейшая история. — 2013. — № 4. — С. 90.

См. также[править]

Когда мы слышим слово «философ», чаще всего представляем себе некоего античного, древнегреческого или же римского старца, обмотанного в простыни. А со многими ли мыслителями — нашими соотечественниками мы знакомы? На самом деле в России философов не меньше, чем когда-то было в Древней Греции, и сегодня мы обсудим творчество и жизненный путь одного из них — Бердяева. Биография этого человека и даже его происхождение сильно отразилось на его мысли, мировоззрении и мироощущении.

Общие данные

Рассказать кратко биографию Бердяева Николая Александровича сложно, так как о его жизни и творчестве говорить можно часами. Но начнем сначала. Родился будущий мыслитель в Киевской губернии Российской Империи 6 (18) марта 1874 года. Его отцом был офицер-кавалерград Александр Михайлович, который впоследствии стал предводителем уездного дворянства. Мать Николая — Алина Сергеевна, имела французские корни (по своей матери), а по отцу была княжной Кудашевой. Это одна из причин, по которой биография философа Бердяева столь нестандартна и уникальна — он воспитывался ни как всякий русский мальчик, а как человек из интернациональной семьи. Родители прививали ему любовь ко всему миру, а не только к своей Родине.

image

Некоторые люди могут быть знакомы с биографией Бердяева и его личностью по сочинениям, таким как «Русская идея» (1948 год), «Миросозерцание Достоевского» (1923 год), «Философия свободного духа» (1927-28 гг.).

Ранее время

Так как Николай Бердяев своими корнями обязан знатному дворянскому роду, ему выпала честь обучаться в Киевском кадетском корпусе, а впоследствии в Киевском университете на юридическом и естественном факультетах. В 1989 году он примкнул к движению марксистов, за что был исключен из учебного заведения и даже сослан в Вологду на три года. В 1901 году, после возврата из ссылки, в биографии Николая Бердяева произошла идейная эволюция — движение от марксизма к идеализму. Его проводниками в этом стали Михаил Булгаков, Петр Струве и Семен Франк, которые мыслили в аналогичном ключе. Кстати, именно эти люди стали основателями нового философского движения, которое в 1902 году получило название «Проблемы идеализма». Благодаря Бердяеву и его единомышленникам в России поднялась извечная проблема религиозно-философского возрождения.

Первые работы и творческая деятельность

В 1904 году в биографии Бердяева наступили существенные перемены: он перебрался в Петербург и стал главным редактором сразу двух журналов: «Вопросы жизни» и «Новый путь». Параллельно, сближаясь с такими философами, как Гиппиус, Мережковский, Розанов и др. он основал еще одно течение под названием «Новое религиозное состояние». На протяжении нескольких лет Бердяев пишет многочисленные статьи, в которых раскрывает суть религиозного и духовного состояния России и высказывает на счет всего этого свое личное мнение. Все свои работы за этот период он объединяет в несколько книг: «Sub specie aeternitatis: Опыты философские, социальные и литературные 1900-1906».

Москва и новые путешествия

Биография Н. А. Бердяева с 1908 года уже разворачивается в Москве. Сюда он перебирается для того, чтобы продолжить свое творческое развитие и стать одним из участников движения по продолжению и развитию мысли Соловьева. Также Николай становится одним из деятелей в книжном издательстве «Путь». Там же он стал одним из авторов-философов, которые внесли свою лепту в создание легендарного сборника «Вехи» в 1909 году. После этого мыслителю выпал шанс отправиться в путешествие в Италию. Там он проникся не только мыслью и духом местных людей, но и красотой и величием архитектуры и прочих культурных и религиозных памятников. Это дало толчок развитию новой философии в голове Бердяева, которая стала уже автономной, уникальной и принадлежащей не какой-то группе, а лишь ему одному. Его размышления о свободе личности и мысли дополнились идеей творчества и вечной трагедией, которая неразрывно связана с ним («Смысл творчества», 1916 г.).

Революция и зарождение Советской России

Подготовка к революции и ее начало открыли новые двери в биографии Бердяева. На фоне разразившейся политической обстановки он стал работать еще более активно, излагая свои мысли и соображения на счет всего происходящего в многочисленных статьях и книгах. Стоит отметить, что прихода революции Николай ожидал, так как четко знал, что период императоров и Царей в России полностью изжил себя и стал, можно сказать, рудиментом. Однако власть, которая пришла на смену былому режиму, ему не понравилась еще в большей степени. Коммунизм и тоталитаризм он отвергал, утверждая, что это принудительное «равенство» и «братство» — лишь личина, под которой скрывается зло. Заметим также, что в 1919 году он написал книгу (которая была издана в 1923 году) под названием «Философия неравенства». В ней он отвергал былую демократию и социализм, но это было еще до того, как к власти пришли большевики. После становления Советов Бердяев пришел к выводу, что царский режим был не так уж плох, а демократия, идущая рука об руку с социализмом, давали народу куда больше свободы, нежели тоталитаризм.

Также, рассказывая биографию Н. А. Бердяева, кратко можно отметить, что после революции он начал проводить у себя дома еженедельные собрания, которые даже получили название — «Вольная академия духовной культуры». Благодаря этой деятельности он стал признанным лидером небольшевистской общественности.

Аресты и ссылка в Германию

В период с 1918 года по 1922 год Бердяева трижды арестовывают от имени советской власти за его культурную и философскую деятельность. В 1922 году его ссылают в Германию, опасаясь того, что из-за его соображений и трактатов пошатнется фундамент только что построенной «Красной России». Следует заметить, что в Берлин мыслитель отправился не один, а с дюжиной своих единомышленников, многие из которых были членами его «Вольной академии». Находясь вдали от Родины, Николай, опять таки, организовал Религиозно-философскую академию. Также он принял участие в создании и становлении Русского научного института, который позволил всем наши соотечественникам, которые находились в Берлине, получить образование в соответствии с российскими стандартами. Бердяев еще и принял участие в создании Русского студенческого христианского движения. Как он сам утверждал, ссылка в Берлин позволила ему сделать это в той мере, в которой он сам того желал, так как на Родине, увы, ему бы ни удалось сделать и доли из того, что он смог осуществить в Германии.

Период эмиграции во Францию

Франция — следующая страна, в которую от Советского коммунизма в 1924 году сбежал Николай Александрович Бердяев. Биография мыслителя на родине его матери сложилась не менее интересно и захватывающе, нежели в России или в Германии. Во-первых, он стал главным редактором журнала «Путь», который выпускался в период с 1925 по 1940 годы. Это издание было единственной нитью, связывающей всех мигрантов во Франции, которые покинули Россию, но скучали по ней. Также Николай написал книгу «Новое средневековье». Она оказалась небольшой, но именно с момента ее релиза началась широкая слава Бердява на всю Европу. На протяжение долгих лет философ проводит собрания, в которых участвую представители различных течений христианства — православные, католики и даже протестанты. Он часто беседует с представителями католического духовенства и сравнивает их культуру с российской. Важно отметить, что идеология левых католиков, которая сформировалась во Франции в середине 30-х годов, была предложена Николаем Бердяевым.

Российский философ в мировом контексте

В нашей краткой биографии Бердяева невозможно также упустить тот факт, что он стал проводником истинной российской истории в западный мир. В своих книгах «Русская идея» и «Истоки и смысл русского коммунизма» он описал основные события и тенденции, а также социальный настрой России и, так сказать, из первых рук передал людям запада всю идеологию нашей страны. Ни до него, ни после еще не было такого человека, который смог бы иным этносам и цивилизациям, которые привыкли жить и думать совсем иначе, передать в полных красках всю прелесть отечественного народа, земли, обычаев и, что важнее всего, событий, которые стали причиной формирования тех или иных идеологических течений в России.

Вторая мировая война

Страшная и ужасная война, которая шла в России в период с 1941 года по 1945-й, как ни странно, подарила надежду Бердяеву на то, что советская власть станет более гуманной по отношению к народу и смягчит свою тоталитарную политику. С представителями правящей верхушки он даже вступил в контакт под конец войны (с 1944 по 1946 годы). Однако вскорости до него дошла информация о многочисленных репрессиях со стороны Сталина и Берии, а также о новых идеологических трактатах, которые еще больше сковали простой народ. На этом моменте его надежды на просветленное будущее России обрываются, и он перестает контактировать с родной страной. В 1947 году выходит книга Бердяева под названием «Опыт Эсхатологической Метафизики». В этом же году его признают как почетного доктора богословия Кембриджского университета. Два года спустя Николай выпускает автобиографию с явным духовным и философским подтекстом под названием «Самопознание». На данный момент за спиной мыслителя свыше сорока книг, и он уже считается автором мирового уровня.

Особенности философии

Впервые догадаться о том, какую именно философию пропагандирует Бердяев и каково его мировоззрение, можно было из его книги «Смысл творчества». В ней с точностью до мелочей описаны идеи объективации, творчества, личности и, конечно же, метаисторического или же эсхатологического смысла истории. Николай создал некую дуалистическую теорию реальности, ее нередко сравнивают с философской моделью Платона. Однако у древнегреческого мыслителя два мира — духовный и физический, существуют оторвано друг от друга, как бы параллельно. А вот по Бердяеву наша духовность, наши мысли и идеология, что не имеет телесной или иной ощутимой оболочки, врывается в материальную плоскость. И именно благодаря взаимодействию этих двух «вселенных» функционирует весь мир, в котором мы живем, мыслим, развиваемся и проходим свой предначертанный путь.

Заключение

Узнав краткую биографию Николая Бердяева, появляется желание поглубже изучить не только его жизненный путь, но и творческие, духовные взгляды и интересы. Его личность, мысль, идея были настолько уникальными и нетипичными, что до сих пор остаются актуальными. Перечитывая любое сочинение данного автора в наши дни, удивляешься тому, насколько оно соответствует времени, даже несмотря на тот факт, что было оно написано чуть ли не сто лет тому назад.

Николай Александрович Бердяев (1874-1948 гг.), русский философ.

Родился в аристократической семье. Поступил в Киевский кадетский корпус, но вскоре оставил его ради факультета естественных наук Киевского университета св. Владимира.

В 1905—1906 гг. редактирует журнал «Вопросы жизни».

В 1911 г публикует труд «Философия свободы». Февральские события 1917 г. приветствовал. Через год создал Вольную Академию духовной культуры, при которой начинали работу несколько семинаров.

В 1920 г. историко-филологический факультет Московского университета избирает его профессором. Затем Бердяева арестовывают в связи с делом так называемого «тактического центра».

Летом 1922 г. последовал еще один арест, осенью — высылка за пределы страны.

С 1922—1924 гг. Бердяев живет в Берлине, завязывает знакомство с О. Шпенглером, М. Шелером, Г. фон Кайзерлингом. Затем переезжает в Париж.

В 1946 г. издает книгу «Русская идея» — осмысление истории русской философии.

Еще по теме:

Комментарии:

image Мир

«Мы ждали этого решения 12 лет». ЕСПЧ и однополые союзы в России

image Политика

«У нас не любят диктата». Сын Сергея Фургала идет на выборы

image Цитаты Свободы

«Свист из подворотни». Отклики на статью Путина об Украине

image Иди и смотри

Музыка сломанных глаз. «Петровы в гриппе» Кирилла Серебренникова

image Общество

Опричники Путина. Кто войдет в казачьи подразделения Росгвардии

Другие материалы

Популярное

1 Александра Шапалина: «Маме и папе я не сказала, что эмигрирую» 2 Биореактор из непривитых. Страшные потомки дельта-штамма 3 «У нас не любят диктата». Сын Сергея Фургала идет на выборы 4 «О вакцинации здесь говорят с радостью». Как Сингапур побеждает ковид 5 «Я бы ею не прививалась». Вирусолог о «Спутнике V» и будущих карантинах 6 Температура – 40,2. Побочные последствия вакцины «Спутник V» читать > image image image

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий