Последний полёт счастливой женщины «Мадам МиГ» / И саранская курсантка… / Памяти Марины Попович

Попович Павел Романович

  • image
Подробности
Категория: Космонавты
Опубликовано: 17.07.2013 21:14
Автор: Биограф
Просмотров: 6083

image

Павел Романович Попович Родился: 5 октября 1930 года Умер: 30 сентября 2009 года

Летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации Павел Романович Попович родился 5 октября 1930 в городе Узин ныне Белоцерковского района Киевской области Украины. В годы Великой Отечественной войны оказался на территории, оккупированной фашистскими войсками. С 1947 года жил в городе Магнитогорск Челябинской области.

В 1951 году окончил Магнитогорский индустриальный техникум и Магнитогорский аэроклуб.

В 1951–1952 годах Павел Попович учился в Сталинградском военном авиационном училище (город Новосибирск), в 1952–1953 годах – в 52-м военном авиационном училище летчиков на Дальнем Востоке. В 1954 окончил Высшую офицерскую авиационно-инструкторскую школу ВВС (город Грозный). Служил в строевых частях ВВС.

В 1960 году Павел Попович был зачислен в отряд советских космонавтов (Группа ВВС № 1). Прошел полный курс подготовки к полетам на кораблях типа «Восток».

12-15 августа 1962 года он совершил свой первый космический полет в качестве пилота космического корабля «Восток-4» продолжительностью 2 суток 23 часа. Это был первый групповой космический полет (с космическим кораблем «Восток-3»).

18 августа 1962 года за успешное осуществление космического полета и проявленные при этом мужество и героизм майору Поповичу Павлу Романовичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После первого полета Павел Попович продолжил подготовку в отряде космонавтов. Проходил подготовку к полету по «лунной» программе, а после ее закрытия готовился к полетам на кораблях типа «Союз» и орбитальной космической станции типа «Алмаз».

В 1968 году окончил Военно-воздушную академию имени Н.Е.Жуковского (инженерный факультет).

3-19 июля 1974 года Павел Попович совершил второй космический полет в качестве командира на космическом корабле «Союз-14» и орбитальной станции «Салют-3» продолжительностью 15 суток 17,5 часов.

За успешное осуществление полета и проявленные при этом мужество и героизм 20 июля 1974 года полковнику Поповичу Павлу Романовичу вторично присвоено звание Героя Советского Союза.

В 1977 году Павел Попович защитил диссертацию и получил ученую степень «кандидат технических наук».

С 25 января 1978 года был заместителем начальника Центра подготовки космонавтов (ЦПК) по научно-испытательной работе.

26 января 1982 года отчислен из отряда космонавтов с сохранением должности заместителя начальника ЦПК. По декабрь 1989 года служил заместителем начальника ЦПК по научно-испытательной и исследовательской работе.

29 декабря 1989 года был прикомандирован к Государственному агропромышленному комитету СССР с оставлением на действительной военной службе.

С 1991 года был директором Российского института мониторинга земель и экосистем, затем работал председателем совета директоров Всероссийского института сельскохозяйственных аэрофотогеодезических изысканий (ВИСХАГИ) (ныне Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственный роектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок» – ФГУП «Госземкадастрсъемка»), занимающегося составлением земельного кадастра России с использованием снимков из космоса.

20 августа 1993 года приказом Министерства обороны РФ был уволен из Вооруженных Сил в отставку.

Павел Попович — автор книг «Вылетаю утром» (1974), «Космонавтика человечеству» (1981), «Бесконечные дороги Вселенной» (1985), «Робинзоны вселенной» (1986), «Испытания космосом и Землей» (1982) и др.

Награжден многими орденами и медалями, среди которых две медали «Золотая Звезда» Героя Советского Союза и два ордена Ленина (1962, 1974), орден Дружбы народов (1982), орден Красной Звезды (1961), орден Почета (1996), орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2000).

Именем Павла Поповича названы горный хребет в Антарктиде и малая планета.

30 сентября 2009 года Павел Романович Попович скончался в городе Гурзуф на южном берегу Крыма.

  • Назад
  • Вперёд

Добавить комментарий

Военный летчик-испытатель 1-го класса, инженер-полковник ВВС в запасе, автор 102 мировых рекордов в области авиации на различных типах машин – Марина Попович за свою летную карьеру освоила более 40 типов самолетов и вертолетов, испытывала авиационную технику в ГК НИИ ВВС им. В.П. Чкалова и КБ О.К. Антонова, в том числе по пяти видам самолетов в качестве ведущего летчика-испытателя. Ее общий налет составляет около 6 тысяч часов. А еще она была известна, как писатель, общественный деятель и просто удивительная женщина…

Марина Лаврентьевна Попович (девичья фамилия – Васильева) родилась 20 июля 1931 года на хуторе Леоненки Смоленской области, в многодетной семье. Ей пришлось пережить и увидеть все ужасы начала Великой Отечественной войны – первые воздушные бои, бомбардировки, кровь… Это и определило выбор ее будущей профессии – самой заветной мечтой Марины стало желание летать. Вскоре семью эвакуировали в Новосибирск, где Марина окончила школу. Но мечта об авиации осталась, и она поступила в Новосибирский авиационный техникум, а также пошла в местный аэроклуб. Свой первый прыжок Попович совершила в 17 лет в небе над Новосибирском. Именно в здесь в далеких 1940-х годах началась ее дорога в авиацию.

В 1948 году она совершила свой первый полет – как курсант аэроклуба Марина летала на самолете Ут-2. В 1951 году, после окончания авиационного техникума, два года работала инженером-конструктором на заводе, а по окончании Центральной летно-технической школы ДОСААФ в Саранске (позже – Московский филиал Киевского авиационного института), она некоторое время работала здесь инструктором, с 1958 года стала летчиком-инструктором в Центральном аэроклубе им. В.П. Чкалова. Чтобы получить право управлять истребителем, она добилась приема на военную службу, а позже окончила Ленинградскую академию гражданской авиации (Высшее авиационное училище).

Марина Попович — автор 102 мировых рекордов в области авиации на различных типах машин В течение нескольких лет активных полетов и испытаний она установила 102 мировых рекорда, 13 из которых зарегистрированы в международной авиационной ассоциации (FAI). Первый из них, на скорость, был установлен в Брно на чешском самолете Л-29, после чего (как отмечало ИТАР-ТАСС), «рекорды стали обычной работой летчицы». Ей же принадлежит мировой рекорд по скорости самолетов с двумя турбореактивными двигателями, который она установила в 1965 году на самолете «РВ», пройдя замкнутый 2000-километровый маршрут.

Десять мировых рекордов было завоевано Попович в качестве командира воздушного корабля-гиганта «Антей» (Ан-22). Кстати, она – единственная женщина-летчица в мире, пилотировавшая этот огромный грузовой самолет. На нем впервые в истории авиации, экипаж, возглавляемый Мариной Лаврентьевной, поднял в небо 50 тонн груза на высоту 6600 метров и преодолел расстояние в 1000 км со скоростью, превышающей 600 км/ч. До 1978 года Попович служила военным летчиком-испытателем в авиационном НИИ во Владимирске Астраханской области, а затем пять лет работала ведущим летчиком-испытателем у генерального конструктора Антонова в его ОКБ в Киеве. Позже – занимала пост президента летной ассоциации «ВЕРСТО» в Тушино, возглавляла авиакомпанию «Конверс Авиа» при Министерстве авиационной промышленности, работала в центре А.Е. Акимова, который занимался изучением торсионных полей.

Марина Лаврентьевна – доктор технических наук, профессор, действительный член шести академий наук, президент Всемирной ассоциации женщин-ученых. Она – Заслуженный мастер спорта СССР, кавалер нескольких орденов, обладательница множества международных наград, в том числе Золотой и Серебряный медалей им. С.П. Королева, Большой Золотой медали ФАИ. Заслуги и талант выдающейся летчицы признаны на Родине, за рубежом и даже в космосе. Американцы присвоили туристическому звездному маршруту имя Марины Попович. Кроме того, ее именем названа звезда в созвездии Рака. Известна Попович и как активный общественный деятель – она была участницей женского движения «Надежда России», вице-президентом Международного Центра им. Н.Рериха, проректором Международного института управления (МИУ) по патриотической работе, вице-президентом НО Международный фонд «Здоровье Отечества» (в рамках работы которого ей удалось организовать медицинскую помощь детям-инвалидам)… Интересы Марины Лаврентьевны и сегодня многогранны…

Марина Лаврентьевна, как истинно творческий человек и член Союза писателей России, в перерывах между полетами успела написать множество произведений. Она автор и соавтор четырнадцати книг, в том числе сборника стихов «Жизнь – вечный взлет» (1972) и киносценариев к двум фильмам: «Букет фиалок» и «Небо со мной». Одна из последних ее книг «НЛО над планетой Земля» (2003) была удостоена премии им. М.В. Ломоносова и общественной награды «Золотое перо Руси». Она консультировала летчиков и конструкторов ракет и самолетов, занималась исследованиями в области новых технологий, НЛО и других аномальных явлений. Участвовала в экспедициях по поиску «снежного человека» на Памире и на Кольском полуострове.

Выйдя на пенсию, увлеклась горными лыжами. Попович называла себя счастливым человеком – ведь «все, о чем мечтала, сбылось!», говорила она. Попович дважды была замужем. Ее первый муж – летчик-космонавт СССР Павел Романович Попович. В этом браке, который продлился 30 лет, родились две дочери – Наталья (1956) и Оксана (1968). Второй муж – Борис Александрович Жихорев, генерал, военный летчик, начальник разведки армии.

http://aviator.guru/blog/43570631297/Umerla-Marina-Popovich

Похороны Марины Попович пройдут в Москве. Церемония прощания с ней для жителей Мостовского района Краснодарского края состоялось 30 ноября после 16 часов в Доме культуры посёлка Мостовского. Затем тело военным бортом было доставлено в Москву. СВЯТАЯ ДУША. ЦАРСТВИЯ НЕБЕСНОГО И СО СВЯТЫМИ НА УПОКОЙ НОВОПРЕДСТАВЛЕННОЙ р.б. МАРИНЕ

Ещё биографии авиации здесь и здесь и ещё женщины-военные здесь и здесь «Мадам МиГ» вернулась в небо На 87-м году ушла из жизни военный летчик-испытатель первого класса / Светлой памяти легендарной лётчицы Марины Попович / Герои Соцтруда Смоленск – город-богатырь, опора земли Русской. Смоленск – город-крепость, смоленский Кремль протяжённее московского и больше башен имеет. Смоленск – вторая, после киевской Десятинной, князем Владимиром построенной, православная церковь на Руси. Смоленщина – родина величайших людей и подвижников земли Русской! © Ещё ушедшие известные люди здесь и здесь, а также М.Попович и НЛО | М.Попович: Мордовия, семья, Гагарин и НЛО 2. Марина Попович, 1966 год / Фото: Юрий Королёв Девять лет ей было, когда началась война – и ужасы войны, бомбёжки, бои и пожары, партизанские отряды, где сражались её братья – навсегда остались в её памяти. Но не страх, а желание никогда больше не допустить войны на родную землю определили её судьбу. 3. Марина Попович, 1966 год / Фото: Юрий Королёв Маленькая (150 см), но очень решительная девочка хотела быть лётчицей. Она приписала себе лишний возраст, она раздобыла альпинистские «цапли» и висела на них вверх ногами, чтобы вытянуть не достающие до педалей управления самолётом ноги. Он добилась встречи с Председателем Совета Министров СССР К.Е. Ворошиловым и разрешения на поступление в авиационное училище. 4. Марина Попович, 1962 год / Фото: Игорь Снегирев И дальнейшая её судьба – это фейерверк, огонь и пламя, это Советская Женщина во всём её величии. 102 (сто два) авиационных рекорда, зафиксированных ФАИ, международной авиационной организацией. 5. Снимок сделан с помощью фотокамеры, установленной в кабине реактивного самолета во время выполнения фигуры высшего пилотажа «бочка», 1966 год Полковник-инженер, доктор технических наук, профессор, лётчик-испытатель первого класса, ведущий лётчик-испытатель ОКБ Антонова в Киеве. Кожаная куртка, белый шлем, огромные ресницы широко распахнутых глаз небесной синевы, букет алых гвоздик в руках – это она на фоне своего рекордного тяжёлого «Антея» в СССР. 6. Марина Попович, жена космонавта Павла Поповича, на Черноморском курорте, 1964 год / Фото: Игорь Снегирев Фуражка «чёртом» на голове, тёмные очки, рука у козырька выражает лихость и пренебрежение («учитесь летать, пацаны!») – это она в Америке, после включения в «Клуб 99», девяносто девяти лучших пилотов мира. Писатель, член Союза писателей России, автор более десятка книг и нескольких киносценариев. Вице-президент Международного Центра Рерихов. 7. Кадр из документального кинофильма «Звездные братья». Летчик-космонавт СССР Павел Попович и его жена Марина, 1962 год / Фото: Дмитрий Гасюк Любимая и любящая жена космонавта Павла Поповича, счастливая мать двух дочерей и бабушка замечательного внука. А после ухода из жизни Павла Поповича – жена генерал-майора авиации Бориса Жихорева. Как в песне, написанной Родионом Щедриным на слова фронтового корреспондента Константина Симонова – товарищ, собрат по небу, поддержал в горе жену товарища. 8. 15249 15.08.1962 Марина и Наташа Попович счастливы: Павел Попович благополучно приземлился / Фото: А. Поликашин Активистка КПРФ, движения «Всероссийский женский союз – Надежда России», и Международного Союза советских офицеров. Блестящий оратор – в США ей присудили символический «Оскар» за ораторское искусство. «Сейчас быть в КПРФ — это как в партизанском отряде. Моя цель — отстоять отечественную авиацию. Эти же цели у коммунистов. Нынешнее время — бесплодно, его символ — уничтоженный «Буран»» — говорила она. 9. Летчик-космонавт СССР Павел Попович с женой Мариной и дочерью Наташей, 1962 год / Фото: Игорь Снегирев Она осталась звездой на небосводе, названной в её часть. Она осталась немеркнущей звездой в нашей памяти. 10. Чтение сообщения о благополучном возвращении из космоса Павла Поповича и Андрияна Николаева, 1962 год / Фото: Игорь Снегирев И мы призываем увековечить её память не только в небе, но и на земле – в названиях улиц Велижа, Смоленска и Москвы, в названиях учебных заведений и общественных организаций, в учебниках истории и новых изданиях её книг. Слава Смоленщины, слава России – Марина Попович! Президиум ЦК КПРФ, Президиум ООД «Всероссийский женский союз – Надежда России», Международный Союз Советских офицеров _______ 11. Военная летчица-испытатель Марина Лаврентьевна Попович / Фото: Владимир Вяткин Лётчик-испытатель первого класса Марина Попович, единственная женщина в мире установившая в небе 102 мировых авиарекорда, скончалась в четверг, 30 ноября, на 87-м году жизни. 12. Марина Попович — летчик-испытатель первого класса, 1975 год / Фото: Б. Беликов Попович была первой среди женщин-лётчиков, кто преодолел звуковой барьер на реактивном истребителе МиГ-21, за что её прозвали Мадам МиГ. Всего же за свою лётную карьеру она освоила более 40 типов самолётов и налетала около 6000 часов. Отмечается, что Попович похоронят в Москве. 14. Марина Попович у реактивного скоростного самолета МиГ-21, 1966 год / Фото: Юрий Королёв Карьера Марины Попович была отмечена великими заслугами, но также она была долгой и плодотворной. Небо легендарная летчица оставила только в 53 года. На земле она увлекалась горными лыжами, была автором книг и киносценариев. 15. Марина Попович в кругу друзей, 01.06.1966 / Фото: Юрий Королев Как сообщает телеканал «Звезда», первым опубликовавший информацию о кончине Попович, та считала себя счастливым человеком и говорила, что в ее жизни сбылись все мечты. Мир памяти. Ушла из жизни Марина Попович — легендарный летчик-испытатель ___ С глубокой скорбью сообщаем, сегодня, 30 ноября 2017 г., в Мостовском районе Краснодарского края, на 87-м году жизни, скоропостижно скончалась Член Президиума ОНИОО «Космопоиск» Марина Лаврентьевна ПОПОВИЧ. Марина Попович родилась 20 июля 1931 г. в Велижском районе Смоленской области. Марина Лаврентьевна — легендарная женщина — Герой Соц.Труда, военный летчик-испытатель первого класса, автор более 100 мировых рекордов в авиации, заслуженный мастер спорта СССР, писатель, лектор. Она единственная женщина в мире летавшая на огромном самолёте АН-22 («Антей») в качестве командира экипажа. Кроме того, Марина Попович преодолела звуковой барьер на реактивном истребителе МИГ-21, за что её прозвали «мадам Миг». Всего же она освоила более 40 типов самолётов и налетала около 6000 часов. Марина Лаврентьевна являлась доктором технических наук, профессором, кавалером ордена «Знак Почёта», обладателем ордена «Красного Знамени», «Красной Звезды» и других почётных знаков отличия. Она была ярким, жизнерадостным, искренним и простым в общении человеком, очень интересным рассказчиком. В июне этого года Марина Лаврентьевна посетила геоглифическую экспедицию Космопоиска под Новокубанском, приняла участие в Дне памяти Вадима Александровича Черноброва. От лица ОНИОО «Космопоиск» выражаем искренние глубокие соболезнования родным и близким Марины Лаврентьевны. Часть фото: Газета.ру © Сайт КПРФ / «Орбита Sputnik» / «Царь-град», 30 ноября 2017

О знаменитости

Доп. информация по биографии Павел Романович Попович

—>

05 октября 1930 — 30 сентября 2009

советский космонавт

Пилот космического корабля «Восток-4»; командир космического корабля «Союз-14», лётчик-космонавт СССР № 4. Позывной — «Беркут».

Биография

Родился в семье кочегара. Украинец. Во время Великой Отечественной войны находился на оккупированной территории. Окончил Магнитогорский индустриальный техникум профтехрезервов (ныне — технологический колледж МГТУ им.Носова) и одновременно Магнитогорский аэроклуб (1951), военное авиационное училище (1954), Военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского (1968). После окончания училища служил в частях ВВС.

С 1960 года в отряде космонавтов, секретарь партийной организации отряда.

Первый полёт

12 — 15 августа 1962 года совершил на корабле «Восток-4» первый в мире групповой полёт двух пилотируемых кораблей, совместно с А. Г. Николаевым, который пилотировал «Восток-3». В ходе полёта были проведены первые эксперименты по радиосвязи между экипажами двух кораблей в космосе, выполнена программа научно-технических и медицинско-биологических экспериментов. Попович выполнял ориентацию корабля в пространстве с помощью системы ручного управления. За успешное осуществление первого в мире группового космического полёта и проявленные при этом мужество и героизм Попович получил звание Героя Советского Союза.

Второй полёт

Второй полёт в космос Попович совершил 3 – 19 июля 1974 года на космическом корабле «Союз-14» как командир первого экипажа (совместно с бортинженером Ю. П. Артюхиным) к первой военной орбитальной станции программы «Алмаз». 5 июля корабль совершил стыковку со станцией «Салют-3», которая находилась на орбите с 25 июня. Совместный полёт продолжался 15 суток. Во время полёта космонавты исследовали геолого-морфологические объекты земной поверхности, атмосферные образования и явления, физические характеристики космического пространства, провели медицинско-биологические исследования по изучению влияния факторов полёта на организм человека и определение рациональных режимов работы на борту станции. Но на самом деле основное назначение станции разведывательное по военной программе (что тщательно скрывалось). С помощью новейшего фотоаппарата с мощнейшей оптикой космонавты получили множество снимков военных объектов вероятного противника, привезя с собой бесценные данные для минобороны.

За этот полёт Павлу Поповичу повторно присвоенное звание Героя Советского Союза.

Несостоявшиеся полёты

Попович с нелетавшей женщиной-космонавтом Пономаревой должен был составить первый в мире смешанный экипаж, однако запланированный на 1965 год полёт корабля «Восход-4» с таким экипажем был изменён на полёт в 1966 году экипажа из двух женщин, который также не состоялся.

В 1965—1969 годах Попович входил в группу космонавтов, готовившихся по советским программам облёта Луны Л1/«Зонд» и посадке на неё Л3.

Полёт пилотируемого корабля «Зонд-7» по лунно-облётной программе был предварительно назначен на 8 декабря 1968 года. Попович был командиром одного из трёх сформированных экипажей. Но этот (как и последующие) полёт был отменён, несмотря на то, что экипажи написали заявление в Политбюро ЦК КПСС с просьбой разрешить немедленно лететь к Луне для обеспечения приоритета СССР (американцы планировали аналогичный пилотируемый полёт на 21—27 декабря 1968 года). Дело в том, что предыдущие беспилотные полёты кораблей «Зонд» (Л1) были полностью или частично неудачными из-за неотработанности корабля и ракеты-носителя «Протон». Приоритет остался за США — «Аполлон-8» в запланированные сроки совершил пилотируемый облёт Луны.

Попович также был командиром одного из экипажей, которые должны были выполнить экспедиции на Луну с высадкой на неё командира экипажа по параллельной лунно-посадочной программе, которая также была отменена ввиду отставания от США и полного проигрыша СССР в «лунной гонке» после успешной высадки американцев на Луну на «Аполлоне-11» в июле 1969 года.

Попович в 1968 году должен был быть командиром экипажа корабля «Союз-3», с которым должен был стыковаться другой корабль «Союз-4» для второй стыковки пилотируемых кораблей. Однако первая стыковка кораблей не состоялась ввиду катастрофы корабля «Союз-1» и для отработки корабль «Союз-2» второй пары кораблей был запущен беспилотным.

Комментарии

Жуков Георгий Константинович

выдающийся военачальник, маршал Советского Союза

Николай Лаврентьевич Яценко

участник Великой Отечественной войны, командир взвода 39-й танковой бригады 23-го танкового корпуса Юго-Западного фронта, Герой Советского Союза, лейтенант

Джон Янг

астронавт США

Ямнов Василий Васильевич

бригадир горнорабочих очистного забоя

Иван Петрович Яборов

участник Великой Отечественной войны, заместитель командира моторизованного батальона автоматчиков по политической части 3-й гвардейской танковой бригады 3-го гвардейского танкового корпуса 5-й гвардейской танковой армии 3-го Белорусского фронта, гвардии майор, Герой Советского Союза

Юэ Фэй

национальный герой Китая, который в XII веке возглавил оборону страны от вторжения чжурчжэней

Павел Матвеевич Юхарин

русский адмирал, участник Кавказских походов и Крымской войны

Феликс Феликсович Юсупов

князь, граф Сумароков-Эльстон, русский генерал-лейтенант

19 января 1969 года в Евпаторийском космическом Центре управления полётами Попович Павел Романович координировал действия с окололунным спутником. Вместо положенных цифр и кодировочных знаков он отпустил шутку о своей лунной посадке в открытом эфире. Однако руководству НАСА было не до шуток.image

Америка в шоке

«Заря, Заря, я Беркут, готов высадиться на Луне», — голос из космоса звучал глухо и торжественно. Как только Ричарду Милхаузу Никсону, президенту Соединенных Штатов Америки, передали эту радиограмму П. Р. Поповича, он тут же схватился за телефонную трубку: «Мы только что проиграли эту гонку!»

Попович Павел Романович, космонавт № 4

Среди своих сослуживцев по отряду он выделялся отменным чувством юмора, прекрасными вокальными данными и качествами лидера. Недаром П. Р. Попович был командиром первого отряда космонавтов, его здесь так и называли — «старшина».

Во многом он был похож на Ю. А. Гагарина — такой же добродушной улыбкой, находчивостью, отличной физической подготовкой. Уважением в отряде космонавтов, как и его предшественник, пользовался Павел Романович Попович. Биография обоих космонавтов была похожа на путь, который прошли многие их товарищи: ремесленное училище, аэроклуб, техникум трудовых резервов, лётное училище.

Космическое братство

В первом отряде космонавтов после жесточайшего отбора осталось шесть человек. Каждый из них мечтал быть первым. Мечтал об этом и Попович Павел Романович (фото представлены в статье). Однако, когда Евгений Карпов, ведущий специалист по военной медицине, спросил его: «Как думаешь, Павел, кто должен полететь первым в космос?», П. Р. Попович решительно ответил: «Юрка Гагарин».

Именно Поповича главный конструктор С. П. Королёв попросил быть на связи с первым космонавтом земли. Прирожденный психолог, Попович Павел Романович создавал настроение, с которым Гагарину было легче преодолевать трудности первого полёта.image

Первый космический старт

Август 1962 года. С разрывом в одни сутки в космос стартовали Андриян Николаев и Павел Попович. Оба космонавта, А. Г. Николаев с позывным «Сокол», и Попович Павел Романович, позывной которого — «Беркут», демонстрировали, по мнению Сергея Павловича Королёва, дружбу народов — чуваша и украинца.

Это был первый в истории мировой космонавтики групповой полёт. Выход корабля на космическую орбиту прошёл штатно. По замыслу главного конструктора, корабли «Восток-3» и «Восток-4» должны были приблизиться друг к другу на максимально возможное расстояние и провести сеанс связи в зоне видимости.image

Хулиган из космоса

Для переговоров с землей в центре управления полетов был разработан целый комплекс кодированных понятий. Это касалось и состояния самочувствия космонавтов. Если болит голова, состояние шифрованно обозначалось: «роза», если рвота и/или тошнота – «гроза». Настоящей головной болью для руководителей полётов стал очередной доклад космонавта над Мексиканским заливом.

Попович Павел Романович сообщает: «Пролетаю над Мексиканским заливом, вижу сильную грозу». Вопросы специалистов стали всё настойчивее, что за гроза, давно ли началась, и какова её сила? Павел Романович в недоумении: неужели гроза над Атлантикой так сильно взволновала космическое начальство?

Эта несчастная гроза напугала врачей и Сергея Павловича Королёва по понятным причинам. Влияние невесомости на организм человека ещё не было достаточно изучено. Невесомость, по сути, была главным врагом первых советских космонавтов. Нечеловеческие перегрузки на тренировках были, прежде всего, обусловлены отсутствием знаний о ней. Вестибулярный аппарат космонавтов подвергался настоящим пыткам во время тренировок перед полётами на космическую орбиту.image

Возвращение на землю

Космонавты садились в один день, хотя Попович Павел Романович, космонавт № 4, кружить по орбите должен был ещё сутки. Причиной стало снижение температуры воздуха внутри корабля, из-за которой возникла опасность выхода из строя аккумуляторных батарей.

Первым успешно приземлился в заданный район Андриян Григорьевич Николаев. Сильный ветер далеко отнёс Павла Романовича от расчётной точки посадки, так как тяжёлый скафандр космонавта не давал управлять куполом парашюта. К счастью, всё обошлось, и космонавт Попович Павел Романович успешно завершил свой первый полёт на пилотируемом космическом корабле «Восток-4», получив за это звание лётчика-космонавта и первую Золотую Звезду Героя Советского Союза (1962).

Детство космонавта

Из воспоминаний Павла Романовича: «Вскоре после космического полёта я приехал на родную землю. Со всей округи собрались мои земляки. До синих сумерек над Днепром звучали народные песни».

И по сей день в посёлке Узин, недалеко от города Белая Церковь, что на Киевщине, стоит дом, в котором родился космонавт Попович Павел Романович. Биография четвёртого космонавта планеты начинается 5 октября 1930 года, когда в семье простых тружеников, Романа Порфирьевича и Феодосии Касьяновны Поповичей, родился будущий космонавт, генерал-майор ВВС СССР, почётный гражданин некоторых городов СССР и Болгарии, Попович Павел Романович. Семья будущего космонавта жила довольно бедно, но дети, а их в семье Поповичей было трое, воспитывались в любви и уважении друг к другу, к труду и к своим родителям. Односельчане говорили, что по вечерам в доме, где живёт семья Поповичей, нередко можно было услышать детский смех и красивую песню.

Рядом с посёлком Узин базировался военный аэродром. Здесь круглые сутки бурлила жизнь, самолёты постоянно взлетали и садились. Звуки авиационных моторов вызывали у юного Павла восторг и восхищение.

Опаленная юность

Война в посёлок Узин пришла вечером, с заходом солнца. В доме Поповичей больше не было слышно песен и радостного смеха, опустели и улицы посёлка.

Однажды из-за реки вдруг послышался зенитный огонь, а в небе появился горящий советский самолёт, стремительно приближавшийся к земле. Все жители кинулись к поселковой окраине, к месту падения советской боевой машины. Погибшего лётчика из горящей кабины доставал отец Павла, Роман Порфирьевич. Серьёзные ожоги, полученные во время попытки спасти пилота, серьёзно приковали отца к постели.

Юноша остался в семье единственным кормильцем, и все трудности взрослой жизни ему довелось узнать с малых лет. С утра и до позднего вечера парень работал в поле под надзором немецких оккупантов. Иногда удавалось стащить из-под носа фашистов немного еды для себя и своих близких. В доме Поповичей квартировали немецкие офицеры, один из которых решил учить Павла немецкому языку и за каждое неправильно произнесенное слово безжалостно бил парня ремнём.

В отместку Павел проколол фашистам все колеса на автомобиле, стоявшем в их дворе. Так, по-детски, он боролся с оккупантами.

Война закалила П. Р. Поповича, укрепила его дух. Для него настоящими героями стали лётчики. Он и сам хотел летать и упрямо шёл к своей мечте. Но ему удалось подняться гораздо выше.image

Попович Павел Романович: краткая биография

  • По окончании ремесленного училища в Белой Церкви, в 1947 году, Павел Попович получает своё первое профессиональное образование, с квалификацией «столяр 5 разряда».
  • В 1951-м будущий космонавт заканчивает обучение в Магнитогорском техникуме трудовых резервов и получает специальность техника-строителя. Одновременно с этим П. Р. Попович приобретает навыки пилотирования самолётом У-2, пройдя успешное обучение в местном аэроклубе.
  • С 1952 года Павел Попович – курсант Сталинградского военно-авиационного училища лётчиков (ВАУЛ), базировавшегося со времён эвакуации в Новосибирске.
  • После расформирования ВАУЛ курсант П. Р. Попович продолжил своё обучение в Военной офицерской инструкторской школе ВВС в г. Грозном.
  • С 1954 по 1957 год Павел Попович служит лётчиком-истребителем в 265 авиационном полку в Карельской АССР. Затем он становится старшим лётчиком, а в дальнейшем начальником штаба эскадрильи.
  • С мая 1958-го Павел Романович Попович – старший лётчик-истребитель 234 гвардейского полка.

С 1959 года Павел Романович является членом отряда космонавтов. Первый полёт на орбиту он совершил в 1962 году. Снова взглянуть на Землю из космоса ему довелось через двенадцать лет.

Цели и задачи второй космической экспедиции

1974 год. До окончания «холодной войны» ещё далеко. Полковник Павел Романович Попович готовится к очередному полёту. На этот раз, как было объявлено официально, на орбитальную научно-космическую станцию «Салют-3». На самом деле готовился полет на первую в мире специальную наблюдательную космическую военную станцию «Алмаз».

В состав экипажа корабля «Союз-14», кроме командира П. Р. Поповича, входил и бортинженер Ю. П. Артюхин, тридцатый космонавт СССР. Официально целью 15- суточного совместного полёта были:

  • геолого-морфологические исследования земной поверхности;
  • медико-биологический анализ влияния космического пространства на жизнедеятельность человеческого организма;
  • исследование природных явлений, связанных с атмосферными образованиями.

imageОднако научные исследования околоземного пространства не были главной задачей космической командировки. Полковник П. Р. Попович и подполковник Ю. П. Артюхин — оба военные лётчики, такое в советской космонавтике было впервые. Этот факт вызывал особое беспокойство у американских специалистов НАСА. До сих пор в качестве бортинженеров летали лишь гражданские специалисты.

У Павла Поповича и его напарника было особое задание – космическая разведка. С помощью уникальной по тем временам аппаратуры космонавты проводили фотографическую съёмку военных объектов предполагаемого противника. Мощность объектива была такова, что из космоса можно было отличить грузовик от легкового автомобиля. Таким образом, можно считать, что Павел Романович является первым космическим разведчиком в мире. За этот полёт и успешное выполнение поставленных задач экипаж «Союз-14» в составе П. Р. Поповича и Ю. П. Артюхина был удостоен высших правительственных наград. Для Павла Романовича это была вторая высшая награда Родины.

Судьба космонавта

Павел Попович имел большую популярность среди своих коллег. Простой и добродушный человек, он всегда с юмором относился к любой нестандартной ситуации. Умел подобрать нужное слово и поддержать человека в трудную минуту. Сослуживцы отмечали, что Павел Романович был не только душой компании, но и высококлассным специалистом, способным решать самые сложные профессиональные задачи.

Авторитет космонавта позволял ему в течение 24 лет быть народным депутатом в Верховном Совете СССР и шесть раз представлять депутатский корпус в Верховном Совете Украинской ССР.

В 1993 году Павел Романович ушёл в отставку. Однако боевой дух и неспокойный характер не позволяли ему сидеть на пенсии. До самой смерти летчик-космонавт занимался общественной деятельностью, возглавляя различные фонды и организации, в том числе и международные.image

В г. Гурзуфе, после продолжительного инсульта, в ночь с 29 на 30 сентября 2009 года в возрасте 78 лет ушёл из жизни летчик-космонавт № 4 Попович Павел Романович. Похороны состоялись на Московском Троекуровском кладбище. На могиле космонавта в любое время года можно увидеть живые цветы в память о великом человеке.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий