Позднее счастье Спартака Мишулина: За что актер получил тюремный срок, и почему пришел в кино после 40 лет

Содержание:

imageСпартак Мишулин – известный и всеми любимый актёр советского театра и кино. Народный артист РСФСР.

В 

Зрителям он больше всего известен по фильмам В«Кабачок 13 стульевВ» (роль Пана Директора), В«Белое солнце пустыниВ» (Саид), В«Достояние республикиВ» (Тараканов), а также по спектаклям Театра Сатиры.

В 

Роль Саида вообще считается самой главной в карьере Спартака Мишулина, по своей популярности она затмила все другие его работы.

В 

Однако и сама жизнь этого человека заслуживает пристального внимания.

↑ Детство Спартака Мишулина

В 

Спартак Мишулин родился 22 октября 1926 года в очень обеспеченной семье. Его мать Анна Васильевна Мишулина служила в наркомате промышленности не кем-нибудь, а заместителем наркома (то есть министра), стало быть — входила в число высших государственных чиновников.

В 

Но высокий пост не спас женщину от партийных чисток: в 1937 году её посчитали В«врагом народаВ» и отправили в ссылку в Ташкент. Будущий актёр остался на попечении своего дяди – известного историка Александра Васильевича Мишулина.

В 

imageСпартак Мишулин с мамой фото

В 

Дядя специализировался на восстании Спартака в Древнем Риме и был именно тем человеком, который когда-то придумал имя племяннику. В середине двадцатых годов такие имена были в моде, ими строители новой жизни стремились заменить прежние имена, основанные на христианском дискурсе. Впрочем, придуманное дядей имя было не только В«модным и пролетарскимВ», но ещё и красивым, а это было редкостью.

↑ Артист? Нет, артиллерист!

В 

Когда началась Великая Отечественная война, семья Мишулиных вынуждена была жить в эвакуации. Их пристанищем в это время стал город Дзержинск недалеко от Горького (Нижнего Новгорода). Спартак, и так росший непоседливым ребёнком, и там продолжал свои проделки.

В 

Однажды он с друзьями захотел попасть на фронт. Однако из города выпускали только по паспортам. Спартак сразу нашёлся – выкрал у мамы (которая к тому времени освободилась) паспорт и записал в него своих пятерых друзей как её сыновей.

В 

роль Саида в фильме Белое солнце пустыни фото

В 

По паспорту ему продали билеты в Москву, через которую можно было попасть на место событий. Паспорт Спартак вернул на место и с друзьями рванул в столицу. Туда ребята попали успешно, однако на фронт их не взяли. Пришлось возвращаться обратно.

В 

В это время Спартак Мишулин всерьёз задумался о том, чтобы стать артистом. Он узнал, что в Анжеро-Судженске (точнее, в существовавших тогда на его месте посёлках Анжер и Судженка) существует артспецшкола, и поступил в неё вЂ“ думал, что она артистическая; но это оказалась школа артиллеристов. Так что Спартак сначала научился стрелять, а уже потом пытался реализовать свои актёрские планы.

В 

Кабачок 13 стульев. С.Мишулин в роли пан директора фото

В 

Он активно занимался самодеятельностью, за что однажды и пострадал. Во время организации одного спектакля в анжерском клубе понадобилось достать несколько электрических лампочек. Время было тяжёлое, и Спартак решил вывинтить их на некоторое время в соседнем судженском клубе, оборудованном чуть лучше. Спектакль состоялся, но на Спартака кто-то донёс как на В«вораВ».

В 

↑ В тюрьме

В 

Первое воровство не повлекло для парня ничего существенного, но дальше было хуже. Дело в том, что ещё с подросткового возраста Мишулин писал роман о революции, и для того, чтобы сделать его более достоверным, он решил достать в библиотеке книгу об истории тех событий. Книгу ему не дали, и тогда он решил её украсть, пробравшись в библиотеку ночью через окно. Но там он был схвачен.

В 

Началось следствие, в ходе которого обнаружилось, что роман он писал на портретах Сталина, так как не было писчей бумаги. Это грозило расправой, однако следователи практически спасли парня, дав ему всего лишь полтора года тюрьмы за хулиганство.

В 

С.Мишулин в роли карлсона фото

В 

Страсть к приключениям не угасла даже там, и Мишулин попадал во всякие передряги:

  • Работая прицепщиком на тракторе, он однажды заснул в борозде и очнулся, когда трактор чуть не наехал на него;
  • Служа в пожарной охране, он в бочках для воды тайком проносил зерно для зеков, за что ему В«впаялиВ» ещё полтора года.

В 

↑ Актёрская карьера Спартака Мишулина

В 

В тюрьме, однако, он продолжал заниматься искусством, благодаря чему был замечен заведующим местным клубом. Был тот родом из села Бусово, и после отсидки по его совету Спартак Мишулин отправился туда. Там он сделался заведующим местного клуба и организовал в нём театр. Позднее он работал ещё в нескольких провинциальных театрах, а затем решил поступить в ГИТИС.

В 

На дворе было начало пятидесятых, страна возвращалась к мирной жизни. Однако в ГИТИС его не взяли, и тогда не без помощи дяди (который к тому времени его нашёл практически случайно) он устроился в театр города Калинина. Некоторое время он работал и в Омском драмтеатре. В Калининском театре Мишулин задержался надолго, сыграл в нём множество ролей и приобрёл определённую известность даже в Москве.

В 

Спартак Мишулин фото

В 

В 1960-м году его пригласили сразу в три столичных театра: Ленком, Театр советской армии и Театр сатиры. Мишулин, не задумываясь, выбрал последний. Театр сатиры стал для него настоящим домом, в котором он прожил до самого 2005 года, когда скончался (17.07.2005г) от сердечной недостаточности.

В 

↑ Фильмография

В 

Спартака Мишулина Вот самые известные фильмы, где играл Спартак Мишулин:

  • Кабачок В«13 стульевВ» — пан Директор;
  • Белое солнце пустыни – Саид;
  • В Тридевятом царстве – новый премьер;
  • Ералаш, первый выпуск (серия В«Ну почему мы так говорим?В») – сосед мальчика;
  • Карнавал – киллер Аркадий;
  • Поцелуй Чаниты – префект полиции.

В 

↑ Спартак Мишулин в театре

В 

Самой знаменитой театральной ролью Спартака Мишулина является, конечно же, роль Карлсона. Играл он её более сорока лет подряд. Когда его спросили, не надоел и ему Карлсон, он ответил, что нисколько, так как он всегда хотел подарить людям детство – особенно вернуть его своим ровесникам, у которых настоящего детства, можно сказать, и не было.

↑ Личная жизнь Спартака Мишулина

В 

Когда Спартаку было уже 42 года, он решил влюбиться и создать семью. Его избранницей стала 27-летняя Валентина – монтажёр программы В«ВремяВ». В те годы даже выпуски новостей шли в записи, чтобы в прямом эфире ведущий не наговорил чего-нибудь лишнего. Спартак и Валентина встречались несколько лет, а затем поженились. У них родилась дочь Карина (к этому времени артисту исполнилось 54 года), которую Спартак любил больше жизни. Впоследствии Карина стала актрисой.

В 

↑ Жизнь в девяностых

В 

Девяностые годы для миллионов россиян стали тяжёлыми. Таковыми они были и для Мишулина. Он перестал играть в театре и кино, кроме того, у него сожгли дачу, на восстановление которой он потратил все оставшиеся средства. Чтобы как-то выжить, он был вынужден браться за любую работу, даже некоторое время продавал водку в ларьке. Однако в начале В«нулевыхВ» жизнь Мишулина наладилась, он вернулся на сцену. Снялся в нескольких фильмах, а также неизменно продолжал играть Карлсона.

Этаж ниже | Этаж выше

Начало, или Жизнь через боль… (К 90-летию со дня рождения Спартака Мишулина).

Спартак Мишулин / Карлсон, который живет на крыше Жизнь, полная боли, мистики, несбывшихся надежд и предательства. Жизнь полная невероятных счастливых случайностей. Смерть. И жизнь после воскрешения. Жизнь через боль… Такова судьба одного из самых ярких Артистов России, о деталях которой мало кто знает. …Сегодня, в день, когда Артисту могло бы исполниться 90 лет, я вам о них расскажу. …Однажды летом 1930 года мимо московского детского дома на Малой Бронной улице проходила женщина, и до ее слуха случайно донеслись из-за забора окрики воспитательницы: «Спартак, немедленно перестань! Не балуйся!» Она остановилась в недоумении. Женщина знала, что именно так, в честь знаменитого гладиатора, ее муж назвал своего племянника, но сейчас отношений со своей сестрой Анной — весьма своенравной женщиной, — не поддерживал, и судьба мальчика была ему неизвестна. Впрочем, конечно, он был уверен, что тот по-прежнему живет с матерью — очень высокопоставленной и обеспеченной номенклатурной чиновницей, которая работала заместителем наркома промышленности Союззолото, заведовала всеми золотыми приисками страны и имела огромную квартиру в Настасьинском переулке, недалеко от Кремля. Как же может быть иначе? …А тут… Такое редкое имя. …Совпадение?.. Поколебавшись, женщина зашла в детский дом. Оказалось, что нет, не совпадение… Это был тот самый Спартак — племянник ее мужа. Мальчику было четыре года. Из которых половину своей жизни он уже провел здесь. При полном отсутствии бытовых проблем, красная чиновница искренне верила — на пути к коммунизму нельзя погрязнуть в бытовых заботах. А личная жизнь этому мешала. И строительница светлого будущего человечества по-пролетарски самоотверженно отказалась от своей личной жизни. Нет, не от сожителя — своего личного водителя. От родного сына. Объяснив это директору детдома своей загруженностью, частыми продолжительными командировками, в которые брать сына не в состоянии, а дома за ним некому смотреть. Мысль нанять для ребенка няню сверхобеспеченной чиновнице в голову не приходила… Так, благодаря чистой случайности, о судьбе Спартака узнал его дядя, который сразу забрал его оттуда к себе. Обычному человеку сына занимающей высокое общественное положение матери, которую родительских прав никто не решал, конечно, не отдали бы, но — вторая счастливая случайность, — дядя занимал высокое общественное положение ректора Академии общественных наук при ЦК партии — многие в последующем известные руководители партии и правительства страны, такие как Суслов, были среди его учеников. Так случай, в основе которого оказалось его редкое имя, во многом предопределило судьбу Спартака Васильевича Мишулина. …Своего родного отца Спартак не знал. Железная мать незыблемо хранила эту тайну и унесла её с собой в могилу. …Видимо, ей, усердно строившей «светлое будущее», действительно было что скрывать от соратников по партии. Кто его отец, Спартак пытался узнать всю жизнь. Но так и не смог это выяснить. Есть версия, что он — внебрачный сын Александра Фадеева, с которым дружила его мать. Но в связи с явным внешним несходством с известным писателем сам Спартак в эту версию не верил. По другой версии у Спартака Мишулина цыганские корни. …Мистика всегда сопровождала жизнь Спартака. Например, он обладал непостижимой способностью угадывать, где в домах его друзей находятся потерянные ими вещи. Зная это, некоторые его знакомые дамы обращались к нему с просьбой сказать, где находится «куда-то пропавшая» сережка или кулон. …Он закрывал глаза, напрягался и… называл место. Чаще всего искомая вещь оказывалась именно там. А на съемках «Белого солнца пустыни» все поражались тому, как Спартака, выросшего в городе и видевшего лошадей чуть ли не впервые, слушаются даже самые своенравные лошади. И когда какое-то животное отказывалось повиноваться и проявляло свой норов, как последнее средство звали его. И Спартак решал проблему. Он общался с ними, как с родными. Придя на площадку сразу шел к своей лошади, угощал чем-то, что-то нашептывал на ухо… Все это, как и его экзотическая внешность, и окружающих, и самого Спартака, наводило на мысли о том, что у него цыганские корни. В более зрелом возрасте Спартак всерьез считал, что его отцом мог стать кто-то из заключенных цыган, работавших на золотых приисках, которыми руководила его мать. …Анна Мишулина вспомнила о сыне только когда едва не потеряла все. В 1939-ом «железную леди», отвечавшую за все золотые прииски страны, на которых работали заключенные, саму едва не объявили врагом народа. Спас ее тогда все тот же влиятельный брат — тот, который воспитывал ее сына. В числе прочего, Анну Мишулину обвинили в аморальном поведении — в сожительстве с личным водителем и отказе от родного сына, и тогда «железная дама» немедленно зарегистрировала брак с любовником и забрала к себе Спартака. Только тогда. …В результате её всего лишь понизили в должности и направили в Узбекистан заниматься геологоразведкой. «Железная леди», попавшая было под каток ею же выстроенной Системы, отделалась легким испугом. 2 года Спартак провел во вновь обретенной семье. Матери почти никогда не было дома. А отчим, выполнявший при ней роль «домохозяина», постоянно бил мальчика… Мать не возражала. Возвращаясь из длительных командировок Анна Мишулина кидалась на шею мужа. А на сына едва смотрела… Спартак нередко сбегал из дома и целыми днями пропадал на улице или в кино. Мир на экране казался таким притягательным… Ему было 14 лет, когда он однажды ночью взял листок бумаги и попытался написать рассказ, чтобы доказать, что он достоин любви своей матери. И тут он услышал чей-то голос… Из-за шкафа ему явилась женщина. Вся в черном. Она сказала ему, что если кто-то узнает настоящую дату его рождения или если он когда-то попытается опубликовать то, что напишет, то умрет. Призрак исчез. Спартаку стало трудно дышать. Он открыл окно. Над Москвой занимался рассвет. Забегая вперед, скажу, что за всю свою последующую жизнь Спартак лишь однажды попытался поступить вопреки услышанному предостережению. И тут же жестоко поплатился за это. Спартак понял, что оставаться в этом доме больше не может и убежал окончательно. …Летом 1941 года, уже после начала войны, он объявился в Кемеровской области, в городе Анжеро-Суджинск, за 3 тысячи километров от Москвы. Здесь он поступил в 1-ую московскую артспецшколу. Спартак узнал об этой школе еще в Москве. Из-за войны школу перевели в Сибирь. И Спартак захотел в нее поступить, думая, что «артшкола» — это школа для артистов… Оказалось, что школа артиллерийская. …В школе Спартака прозвали «артистом». Он принимал активное участие в местной художественной самодеятельности. Настолько активное, что когда в актовом зале перед концертом перегорели все лампочки, он не нашел ничего лучше, как решить проблему, украв дефицитные лампы в соседнем Доме Культуры… В тот раз удача сопутствовала юному жулику, и кто вывернул все лампочки, тогда не узнали. Но некоторое время спустя, Спартак пренебрег предостережению призрака и захотел написать книгу о женщинах — участницах революции. Таких, как его мать. Он мечтал о том, чтобы его книгу издали, её прочла мама, поняла, какой у нее талантливый сын и снова полюбила его… Нужную ему книгу по истории революции в местной библиотеке на вынос не давали, и он, не долго думая, решил её украсть… Спартака арестовали и собирались судить по политической статье. Потому что после проведенного в комнате мальчика обыска выяснилось, что за отсутствием бумаги он пытался писать свой рассказ… на оборотной стороне большого портрета Сталина… Но потом сжалились и судили как малолетнего за хулиганство. Спартак попал в колонию для несовершеннолетних, где ему предстояло провести три года. Мать на его письма не отвечала. Она не откликнулась даже тогда, когда ей сообщили о смерти сына… …В колонии Спартак Мишулин работал трактористом. И однажды, смертельно уставший, под утро уснул в траве на краю поля. Другой тракторист не заметил его и переехал своим трактором. …Спартак пришел в себя в морге… Пережив клиническую смерть, он год провел в больнице, где заново учился дышать, говорить и ходить. Матери написали снова — о чудесном воскрешении сына из мертвых. …Сын в палате ждал мать каждый день… Но мама не приехала. Никто не знает, что Спартак Мишулин, особенно под конец жизни, выходил на киносъемочную площадку или театральную сцену, превозмогая сильнейшую боль, а жена перед выступлениями делала ему обезболивающие инъекции. И почти никто не знал, что на нем практически не было живого места — особенно на руках и ногах, поэтому он всегда носил рубашки с длинными рукавами. …После освобождения из колонии в 1945 году Спартак, по совету одного из друзей-зеков, поселился в поселке Удомля Калининской области. В Москву он возвращаться не захотел. В Удомельском Доме культуры и начал свою актерскую карьеру 20-летний Спартак Мишулин. Новая счастливая случайность. В этом Доме культуры его случайно увидел на сцене все тот же дядя, который после побега Спартака из Москвы ничего о нем не знал и считал племянника пропавшим. Он помог Спартаку переехать в Москву. А когда тот с треском провалил вступительные экзамены в Щукинское училище, с вердиктом председателя приемной комиссии «Этого человека не подпускать к театру на пушечный выстрел!», устроил его во вспомогательный состав Тверского (тогда — Калининского) драматического театра. …Исполненный невероятного шарма Карлсон, обаятельный пан Директор из кабачка «13 стульев», брутальный «Саид» из «Белого солнца пустыни», множество других, запомнившихся зрителям ролей, звание народного артиста, поклонницы в подъезде и громкая всесоюзная слава были еще впереди… Впереди были долгие годы счастливой жизни. Жизни через страшную душевную и физическую боль, о которой Спартак Васильевич Мишулин, как и один из его героев — добрый, наивный, неунывающий Карлсон, — не говорил никому. …Теперь вы о ней знаете. …Однажды в его гримерную раздастся тихий стук. И дверь откроет она. Та, которую он ждал всю жизнь. О чем они будут говорить — будет известно только самому Спартаку Васильевичу. Известно лишь, что он снова попросит ее сказать, кто его отец, но она опять ему ничего не ответит. Наверное, потому, что теперь уже будет слишком поздно, и она не станет перекладывать на плечи сына бремя этой тайны. Сначала он не поймет, зачем она приходила. Но вскоре после этого узнает, что она умерла. И он поймет, что она приходила проститься. И попросить прощения. Хотя «железная леди» и не скажет ему этих слов. Простил ли он её — знает только он сам. И еще… Помня предостережение призрака, мнительный Спартак Васильевич скрывал от окружающих дату своего рождения. Он собирал друзей на свой «день рождения» 4 или 5 раз в год. …Но накануне его 80-летия в театре собрались с помпой отметить эту дату, и кто-то все-таки ее узнал. …Спартак Васильевич скончался от сердечной недостаточности на 79-ом году жизни, так и не дожив до своего 80-летия. И еще… «Женщина в черном» все-таки возьмет с него свою дань. …Известно, что Артист всю жизнь писал юмористические рассказы, но, помня предостережение призрака и преподанный ему жестокий урок, никогда их не публиковал. Это захотят сделать после его смерти. Но накануне этого на даче, где он хранил рукописи, возникнет пожар. По странному стечению обстоятельств, он возникнет в библиотеке, и в пепел превратятся только рукописи Спартака Мишулина. Только они. …Посвященные в эту историю уверены, что за ними приходила женщина в черном и забрала их с собой. И еще… На могиле Артиста на Ваганьковском кладбище установлен его бюст и табличка с датой смерти «Ск. 16.VII.2005». Даты рождения там нет. По материалам документального фильма «Саид и Карлсон», автор которого — супруга одного из моих ЖЖ-друзей. И еще… Я не просто так опубликовал этот пост. Была причина, по которой я это сделал. Иногда — я просто орудие. Есть вещи, превосходящие человеческое понимание. Больше я сказать вам не могу. Можете считать это мистикой. У тех, кто знает меня, это не вызовет удивления.

Записи из этого журнала по тегу «память»

  • Умер Георгий Данелия. …Светлой памяти Мастера посвящается.

    …Возможно, кому-то этот маленький фильм о путешествии по маленькой замечательной горной стране, подарившей миру Великого Художника, покажется…

  • Цена Победы, или За что они погибли?.. / N-stудия

    Три года назад, к 70-летию разгрома фашизма, я смонтировал это видео. Я делал его неделю. Это видео — моя боль. Моя боль — это видео. Это видео…

  • Виктор Астафьев: «Мы никуда не годны», или Страшная правда войны / N-stудия (16+)

    Чем дальше 9 мая 1941 года, там больше шьют пилоток и гимнастерок, тем радостнее маршируют «народные массы» в парадах покойников, тем громче вбивают…

  • Утрата. Олег Табаков…

    И нет слов… …По странному совпадению именно эта музыка звучала в моем доме за несколько минут до того, как я узнал об уходе Олега…

  • Три года скорби, или Кто убил Бориса Немцова?..

    Три года назад четыре подлые пули в спину оборвали жизнь Бориса Немцова. Я не знаю, кто убийца. Но я знаю имя человека, который сделал все, чтобы…

  • Высоцкому было бы 80… Размышления у могилы Артиста.

    Конечно, сегодня вы все хором будете петь этому человеку осанну. И власть будет в первых рядах. Та самая сучья власть, которая со страшной силой…

  • «Главное — чтобы не было войны», или Виктор Астафьев: страшная правда о войне / N-stудия

    «…Помним? Гордимся? Вранье. Ничего мы не помним. Особенно главного. Что гордиться нечем. Только скорбеть…» Виктор Астафьев В начале мая у…

  • Норвегия — не чемодан! Пока не упадут Довре / Til Dovre faller! (Норвежский исторический рэп)

    В мае 1814-го года Норвегия обрела долгожданную независимость (напоминаю, если кто об этом забыл). Но, как говорят в России, скоро сказка…

  • Другая война. «Бессмертный полк»: беспримерные массовые зверства советских войск в Германии.

    Мой «взаимный друг» подсказал мне мысль: «намного интереснее для препарирования шествия живых мертвецов, а.к.а «БЕСсмертный…

Buy for 10 tokens Journal information Current price10 LJ Tokens Social capital Friends of Duration24 hours Minimal stake10 LJT View all available promo Роль и полномочия Короля в Норвегии (Самое полное описание в Рунете) Мне интересно читать в России о Норвегии. Порой это забавно. Когда русские рассказывают друг другу о том, как живут норвежцы в Норвегии — это все равно, что мои соседи по дому, с которыми я здороваюсь и обмениваюсь репликами о погоде, делились бы друг с другом подробностями о моей жизни: чем я…

Личное досье

Исследователь природы вещей

Страницы книги жизни

Май 2020
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            

Ставшее историей

Ссылки

  • YouTube
  • Facebook
  • VK
  • Google Plus

Суть вещей

Все метки

На этой полке

  • : Интересно [+1]

Бухгалтерия

Google+

Категории

Все категории Разработано LiveJournal.com Дизайн Tiffany Chow

Судьба Спартака Мишулина похожа на сюжет мелодраматического сериала: тайна рождения, детство в приюте, высокопоставленные родственники, репрессированная мать, побег на фронт, тюремное заключение, долгий путь к признанию и, наконец, слава, и всенародная любовь.

Детство

  1. По современным понятиям, Спартака можно было бы считать мажором. Он появился на свет 22 октября 1926 г. в элитной московской семье. Его мать, Анна Васильевна выполняла обязанности заместителя народного комиссара в золотодобывающей отрасли. Ответственная работа не оставляла времени на обычные семейные радости и поэтому в раннем возрасте, мать отдает маленького Спартака на воспитание в детский дом.
  2. Мальчик два года проводит вдали от родных. Мать редко его навещает, а законного отца у ребенка нет. Тайна рождения так и останется не раскрытой, хотя уже в зрелом возрасте Спартак Васильевич туманно намекает на возможное отцовство известного писателя Александра Фадеева.
  3. Необычное имя для малыша, в честь римского борца за свободу рабов, придумал дядя, родной брат матери — Александр Васильевич Мишулин. Именно он забрал ребенка из интерната и воспитывал в своей семье.

Юношество

  • в 1937 г. мать становится жертвой сталинских репрессий и отправляется в ссылку в Узбекистан. Спартак пытается жить вместе с ней, но не находит взаимопонимания и возвращается в Москву,к дяде;
  • сразу после начала войны Мишулины выезжают на эвакуацию в г. Дзержинск Горьковской области. Мальчик сбегает из-под опеки родственников и попадает в Кемеровскую область, где поступает в артиллерийскую школу. Во время подготовки к выступлению драматического кружка Спартак крадет лампочки для освещения клуба;
  • его поступок раскрывают, но судьи смягчают наказание и приговаривают юношу по статье хулиганство. После 3 лет пребывания в местах заключения, Спартак выходит на свободу и устраивается работать завклубом в с. Брусово Калининской области.

Артистическая карьера

Попытка поступить в ГИТИС, заканчивается полным провалом. Спартак не отчаивается и дебютирует в драматическом театре г. Калинина (ныне г. Тверь). За 5 лет, он успевает закончить театральную студию и пополнить свой багаж 40 разножанровыми ролями. Затем переехал работать в Омск и через время опять в Калинин.

  • в 1960 г вместе с труппой Спартак Мишулин гастролировал в Москве. Его артистический талант привлек внимание столичных режиссеров. Мишулин принимает предложение о работе в Московском Театре Сатиры;
  • с середины 60 гг. артист становится участником популярнейшего многолетнего телепроекта «Кабачок»13 стульев» в роли Пана Директора. Пик популярности Спартака Мишулина приходится на конец 60 х-начало 70 х. гг. В это время на экраны СССР вышел первый советский вестерн «Белое солнце пустыни» и Мишулин в роли Саида в одночасье стал мегазвездой;
  • в жизни он оставался по-прежнему милым, добрым и чуточку наивным человеком. Все эти качества Спартак Васильевич передал другому своему известному герою — Карлсону, который живет на крыше. Забавного человечка с пропеллером за спиной, Мишулин изображал на протяжении 40 лет. Последний спектакль в роли Карлсона он отыграл за месяц до своей преждевременной кончины.

В 2005 г. Спартаку Мишулину проводят аортокоронарное шунтирование. На 3-й день после операции, 17 июля сердце артиста остановилось. Похоронен Спартак Васильевич Мишулин в Москве на Ваганьковском кладбище.

Личная жизнь

Несмотря на интерес женщин и многочисленные бурные романы, личная жизнь Спартака Мишулина долгое время не складывалась. Свою вторую половинку он встретил лишь в 1969 г. Валентина работала монтажером в ТО «Экран» и была на 19 лет младше. Официальные отношения пара оформила через 6 лет. Спартак Васильевич и Валентина Константиновна прожили вместе 30 лет.

Единственная дочь родилась, когда Мишулину было уже 54 года. Карина Спартаковна пошла по стопам отца. Она закончила Щепкинское театральное училище. Работает в Драматическом театре на Петровской. Имеет двух дочерей.

Награды

  1. Народный артист России.
  2. Лауреат Государственной премии СССР.
  3. Заслуженный артист Польши.
  4. Лауреат премии им. И. Смоктуновского.
  5. Лауреат премии братьев Люмьер.

Интересные факты

  • был заядлым фалеристом, собрал большую коллекцию значков;
  • чтобы заработать деньги на жизнь в 90-е гг. продавал ликёроводочные изделия в киоске;
  • автор песен, сатирических рассказов, пьес, киносценариев;
  • в 1992 г. в Театре Сатиры был поставлен спектакль — бенефис «Спартак» (Мишулин) — «Зритель» (сборная);
  • в течение 15 лет был бессменным Директором в телевизионном шоу «Кабачок «13 стульев» и произнес в этом образе св.1000 монологов;
  • в качестве режиссера в 1988 г поставил спектакль для детей «Бочка меда», который шел на сцене многие годы;
  • сыграл более 100 ролей в кино.

Фильмография

Самые известные фильмы:

  1. «Достояние республики» (1971).
  2. «Автомобиль, скрипка и собака Клякса» (1974).
  3. «Человек с бульвара Капуцинов» (1987).
  4. «Мастер и Маргарита» (1994).

Участие в других шоу

  • Сотрудничество с Новым драматическим театром (90-е гг.);
  • Ведущий передачи о цирке на московской радиостанции»Радио-1″.

Как вы относитесь к Спартаку Мишулину? Ответы пишите ниже.

Другое 02/08/19 Кем был отец актера Спартака Мишулина

При упоминании имени Спартака Мишулина большинство наших соотечественников вспоминают добродушного и неунывающего Карлсона. Неудивительно, ведь главную роль в знаменитом спектакле «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» он играл целых 37 лет! Несмотря на то, что телеверсия стала не менее популярной, именно на этом трогательном спектакле выросло не одно поколение детей.

Но мало кто знает, что детство самого Мишулина было отнюдь не сказочным. Мало того, что он никогда не знал своего отца, он практически не знал и родной матери, хотя она была жива и здорова.

С

родился в Москве в 1926 году. Мать Анна Васильевна родила его в гражданском браке и дала свою фамилию, отчество подарил ему дед, ее отец, а оригинальное имя – родной дядя, брат матери. Он был профессором истории, в частности, увлекался историей Древнего мира. Одной из любимых исторических личностей дяди был восставший раб Спартак, которому в 20-х годах он посвятил объемную научную работу и имя которого впоследствии дал своему племяннику.

Анна Васильевна Мишулина работала заместителем наркома промышленности СССР и прерывание карьеры ради радостей материнства и воспитания сына в ее планы не входило. Как вспоминают родственники, после рождения малыша она просто заявила: «Я много чего сделала для государства, вот теперь пусть оно воспитывает моего ребенка». И сдала новорожденного в детский дом. Неизвестно, как бы сложилась судьба бедного мальчика, ставшего сиротой при вполне успешной матери, если бы не семья дяди.

Вероятно, совесть матери успокаивала репутация детдома: он находился рядом с Лубянкой и считался приличным заведением. Но однажды мимо проходила жена ее брата и услышала доносящийся из окна крик: «Спартак, не балуйся!» За ним последовал звук шлепка и плач ребенка. Слишком редкое детское имя не оставляло сомнений: это плакал их племянник. После этого женщина с мужем приняли решение забрать трехлетнего мальчика к себе. Дядину жену Дусю он очень любил и называл мамой. Именно эта семья, где еще росло трое родных детей, стала для него не только настоящим домом, но и во многом сформировала его личность и впоследствии поддержала мечту Спартака стать актером.

Когда Мишулину было 10 лет, по настоянию дяди он переехал жить к матери и отчиму. «Новая» семья сразу оказалась для мальчика чужой. Мать не скрывала отсутствия теплых чувств к сыну и не проявляла к нему никакого интереса, а ее муж и вовсе не обременял себя заботой о ребенке и нередко поднимал на него руку под воздействием алкоголя. Оказавшись у матери, он всячески стремился проводить больше времени вне дома и начал попадать в различные истории и переделки.

Этот тяжелый период детства оставил неизгладимый след на жизни Мишулина. Вероятно, жестокость отчима и холодность матери привели его к придумыванию образа «идеального отца». При этом уже во взрослом возрасте актер выдвигал разные, довольно сказочные версии, подтверждать или опровергать которые было бессмысленно. Его мать, Анна Мишулина, несмотря на постоянные расспросы сына, так и не сказала ему правды, что также поддерживало загадочность образа отца и давало почву для фантазирования.

Так, например, Мишулин нередко намеренно подчеркивал сходство с испанцами, называя себя представителем этой нации. Он даже предполагал, что его привезли в Советский Союз в числе испанских детей во время Гражданской войны.

Согласно другой версии, отцом актера был цыганский барон. Сам он говорил, что первый свой приз получил как раз за цыганские танцы, которым его никто не обучал. Иногда в роли отца он видел секретного агента спецслужб. Самой фантастической версией появления на свет Спартака Мишулина можно назвать его рассказ о том, что он – клон неизвестного животного, который вырастили в пробирке.

Конечно, такие истории близкие и друзья известного актера не воспринимали всерьез и слушали их как смешные байки талантливого сказочника. Однако есть среди них и вполне правдоподобная версия, которой и придерживаются биографы: отцом Мишулина был знаменитый писатель, автор «Молодой гвардии» Александр Фадеев. Пожалуй, она и самому актеру нравилась больше всего, поскольку он отмечал: «То, что я не похож на Фадеева, ничего не значит. Мальчики всегда больше на мать похожи, а с ней мы одно лицо. Зато я пишу с детства. Может, это гены?». Действительно, Мишулин еще подростком начал свой первый роман, а потом в течение всей жизни писал стихи и рассказы.

Известно, что мать Мишулина Анна Васильевна училась с Фадеевым в Московской горной академии. Именно в тот период у них случился роман, который, по некоторым данным, длился и после окончания учебы. Тем не менее, ни мать, ни знаменитый писатель эту версию ни разу не подтвердили.

Источник: © Русская Семерка

Читайте также

Вчера в Московском театре Сатиры прошло прощание с народным артистом России Спартаком Мишулиным. Затем — гражданская панихида и похороны на Ваганьковском. Спартак Мишулин — любимец не одного поколения наших людей — скончался в ночь на 17 июля после операции на сердце. Артисту шел 80-й год, он строил планы…

Прощаясь со Спартаком Васильевичем, каждый подумает о своем. Один вспомнит Карлсона, другой — Саида из «Белого солнца пустыни», третий — пана Директора из «Кабачка «13 стульев». Я же — о том, что непроизвольно, случайно — так получилось — успела при жизни попросить у него прощения за тех, кто должен был это сделать.

В середине марта этого года я познакомилась с Мишулиным лично. Правда, повод был не совсем веселый: нас пригласили участвовать в передаче радиостанции Свобода, посвященной проблеме журналистской этики вообще и неприятному инциденту, произошедшему со Спартаком Васильевичем, в частности. Спартак Мишулин пришел на передачу с папкой в руках и за несколько минут до того, как мы прошли в студию, показал мне ее содержимое. В папке, помимо документов, была его история болезни.

— У меня больное сердце. Не до всего этого, — посетовал он.

…Ведущая программы «Час прессы» начала с самой сути вопроса.

Из стенограммы: «Знаменитому актеру Спартаку Мишулину и эстрадному исполнителю Владу Сташевскому грозит три года за вымогательство», «Главного Карлсона России Спартака Мишулина пытаются обвинить в захвате заложника», «Спартака Мишулина обвиняют в насилии над мирным хабаровчанином», «Лучшему Карлсону всех времен и народов Спартаку Мишулину грозят тюремным заключением» — такие заголовки в конце февраля обошли почти все ведущие российские газеты. А заметки, которые публиковались под этими заголовками, были широко растиражированы в региональной прессе, в газетах стран СНГ и, разумеется, в Интернете. Вся эта история дорого обошлась нервам и здоровью Спартака Васильевича Мишулина…»

Далее шел рассказ о том, как подавала случай на гастролях одного из московских театров одна из центральных российских газет, материал из которой позже перепечатало великое множество изданий. Он назывался «Карлсон разбушевался», а подзаголовок был «Спартака Мишулина заподозрили в незаконном лишении свободы».

Суть этой публикации сводилась к тому, что «Прокуратура Центрального района Хабаровска завершила предварительную проверку инцидента с участием артистов московского театра «Русская школа», произошедшего в день завершения их дальневосточных гастролей. Сотрудник компании — организатора гастролей заявил в прокуратуру, что народный артист России Спартак Мишулин и его товарищ по «Русской школе» Влад Сташевский насильно удерживали его до получения ими 100 тысяч рублей».

Еще одна из центральных газет назвала свою статью «Карлсон» пролетел» с подзаголовком «Спартаку Мишулину грозят тюремным заключением», а местная хабаровская газета завершила свою публикацию биографическими справками об обоих участниках событий. Причем биография Спартака Мишулина в изложении журналистов выглядела так: «Мишулин Спартак, 1926 г.р. Родился в Москве. Народный артист РСФСР. Главные роли — Саид (к/ф «Белое солнце пустыни»), пан Директор (т/ф «Кабачок «13 стульев»), Карлсон (спектакль «Малыш и Карлсон»). Имеет судимость, отсидел 5 лет в конце 40-х годов».

О своей судимости, которую в принципе никогда и не скрывал, Спартак Васильевич рассказал слушателям так:

Из стенограммы: «Спартак Мишулин: Судимость была, но снята давно. Была судимость за то, что я писал свои рассказы на портрете Иосифа Виссарионовича Сталина. Это случилось по доносу. Я несколько раз выступал по телевидению и показывал этот портрет. Этот портрет у меня сохранился. Но судимость снята. Она никакого отношения к этому не имеет».

А потом Спартак Васильевич рассказал о случившемся со своей точки зрения. По его словам, на гастролях артистам не обеспечили ни нормальных бытовых условий, ни обратных билетов. Так, что, отыграв положенные спектакли, они просто оказались на улице. После чего, возмущенные обманом, они действительно поехали к губернатору, но никого при этом в заложники не захватывали: просто попросили водителя, чтобы он их отвез в здание местной администрации. И их проблемы с возвращением в столицу были решены. О том, что на него подали в суд, Спартак Мишулин узнал именно из газет. И что его особенно возмутило, так это некорректные способы подачи материала.

Из стенограммы: «Спартак Мишулин: Там (в газете. — С.А.) большой портрет Карлсона, «Карлсон разбушевался». Уж если кто разбушевался, так Мишулин, тогда сажайте Мишулина. При чем здесь Карлсон? Зачем убивать такой образ в сознании детей?»

И дальше: «Если вы посмотрите на фотографию во всю страницу, они сняли меня в новой премьере, где я выхожу с детьми и грущу о том, что уже возраст не тот. Ведь они специально подобрали, потому что при черно-белом изображении я там суровый, как бандит какой-то, а я просто грущу. Они же, фотографы, не взяли такого веселого Карлсона, а взяли того грустного, ожесточили его».

…А дальше мне пришлось отвечать на вопрос о том, как «Российская газета» освещала эту историю. К счастью, мои коллеги оказались на высоте и не стали создавать из случившегося дешевой сенсации.

Преподаватель журфака МГУ Галина Викторовна Лазутина — специалист по вопросам журналистской этики, пришедшая на запись передачи чуть позднее, выслушав всю историю, сказала единственно верные и уместные в данной ситуации слова: «Во-первых, я от лица нашей журналистской братии хочу принести извинения Спартаку Васильевичу».

И я благодарна судьбе, что, даже не осознав еще до конца сути конфликта, тут же сказала: «Присоединяюсь от имени коллег». Ведь на самом деле дело не в том, что случилось в Хабаровске, и даже не в пресловутой журналистской этике, про которую многие мои коллеги предпочитают говорить, что ее, как таковой, не существует. Суть, как ни банально это звучит, в том, что в погоне за славой, а особенно — за деньгами — порой наши люди не берегут никого — будь то известный артист или простой человек. Что мы не жалеем, не ценим наших звезд при жизни, зато после того как они покинут нас, не скупимся на красивые речи.

Слышали бы вы, как взволновала эта передача радиослушателей. Сколько было звонков! Какие теплые слова говорили люди Спартаку Васильевичу. Сколько поддерживающих сообщений пришло на электронный адрес программы. Вот два из них: «Спартак Васильевич, мы ни на минуту не усомнились в вашей честности и порядочности. Желаем вам мужества и терпения, чтобы вынести еще одну провокацию журналистов. Преподаватель литературы госуниверситета Григорьева Нина Павловна». Николай Александрович из Санкт-Петербурга: «Здравствуйте. Я только хотел сказать: простите нас, Спартак Васильевич».

Однако представьте себе, чего стоит человеку с больным сердцем на 80-м году жизни просто пережить такую ситуацию. Мы договорились со Спартаком Васильевичем об интервью. Обменялись телефонами. Мы в «РГ» пытались найти ему адвоката — он хотел подать встречный иск. Не успели…

А теперь, после того как пришло известие о неудачной операции, о том, что сердце Мишулина не выдержало, особенно больно перечитывать слова артиста:

Из стенограммы: «Спартак Мишулин: Старшее поколение, которое пережило войну, пережили трудности: «Я что, в свои 80 пойду душить этого администратора? У меня сердце заходится, я на грани шунтирования. Вы знаете, что это такое? Только моя сила воли заставляет меня работать. Как я могу на кого-то кинуться? Меня утром вывели на мороз из гостиницы — у меня схватило сердце, а не какой ни насморк. Какие 100 тысяч? Почему прокурор меня не спросил? Почему ее-то, администратора, не разбирают?»

Когда говорят о том, что слово ранит, часто забывают о том, что это не просто красивая фраза. Ранит, и еще как. Действительно, можно себе только представить, что такое для почти 80-летнего человека с больным сердцем подняться и совершить тяжелый перелет, дабы зрители Дальнего Востока смогли увидеть спектакли, на которые вряд ли попадут в Москве. Перенервничать после гастролей и попасть в совершенно неприглядном виде на страницы центральной и местной прессы…

Простите нас, Спартак Васильевич.

   И еще факт

Последняя роль Спартака

В театре Сатиры время отпусков. Театр пуст. Только перед витриной с фотографией Спартака Мишулина — живые цветы. На стенде объявлений — телеграммы соболезнования:

«…С глубоким прискорбием воспринял весть о кончине выдающегося актера театра и кино. Он был образцом преданного служения искусству и своему народу. Роли, сыгранные актером, составляют золотой фонд отечественного театра… Министр культуры и массовых коммуникаций РФ А.С. Соколов».

Коллектив театра «Современник» и Галина Волчек написали: «Блистательный артист, художник, чье творчество многие годы было отдушиной для зрителей».

Алла Сурикова: «Мне будет очень не хватать человека с гордым именем Спартак и ласковой фамилией Мишулин».

Последней его ролью была роль писателя Костожогова в комедии «Козленок в молоке» по роману Юрия Полякова.

Рассказывает режиссер фильма Кирилл Мозгалевский: «История нашего нового времени обычно изображается трагически. А здесь — смех, сатира, что и вызывает часто недоумение… Актер Спартак Мишулин сыграл роль писателя, прообразом которого был А. Солженицын. Спартак признавался, что внешняя схожесть не так уж важна, что играть Солженицына для него большая честь.

К его 80-летию театр Сатиры готовил спектакль по Пушкину «Метель», где он должен был сыграть главную роль…»

Общество Ежедневник Образ жизни Культура Кино и ТВ

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий