Татьяна Яблонская «У каждого из нас есть свое окно, в которое смотрит природа». — Журнал «Культурная Столица»

Главная База знаний «Allbest» Культура и искусство Творчество Т.Н. Яблонской в 1950-60-е годы

Особенности творчества Т. Яблонской, основные направления в ее творчестве в 50-е и 60-е годы. Изменения в манере живописи, стилистике, композиции, цветовой палитре, поиск новых путей в искусстве, отражающих духовно-нравственные веяния в обществе.

Рубрика Культура и искусство
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 28.12.2016
Размер файла 33,2В K

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д. PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах. Рекомендуем скачать работу.

Рассмотрим сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро». Познакомимся с произведением известной украинской художницы. Детально рассмотрим картину, почувствуем настроение автора, соприкоснемся с миром прекрасного.

image

Краткая биография художницы

В 1917 году в городе Смоленске родилась Татьяна Ниловна Яблонская. Через одиннадцать лет семья переехала в Одессу, а затем в Луганск. После окончания семилетней школы Татьяна Ниловна поступает в Киевский художественный техникум. Техникум в 1935 году ликвидируют. После этого Яблонская становится студенткой уже Киевского государственного художественного института. Окончила который в 1941 году и получила специальность «художник-живописец». Талантливая, творчески одаренная, мастер своего дела.

На протяжении всей своей жизни, начиная с молодых лет, имела более тридцати персональных выставок в Москве, в странах ближнего зарубежья. Также Татьяна Ниловна принимала участие во всеукраинских и международных выставках. Особенное место заняли выставки в таких городах, как Венеция и Брюссель. Обладательница многих наград и званий: Сталинская премия второй степени, член Союза художников, народный художник, профессор и многие другие.

image

Детальное описание картины «Утро»

Просторная комната, освещенная яркими лучами утреннего солнца, изображена на полотне. Раскинув в стороны руки, в центре комнаты стоит юная девочка и, радуясь новому дню, делает зарядку. Её движения мягкие и расслабленные, можно сделать предположение, что девчушка только что проснулась.

В сочинении по картине Яблонской «Утро» следует подчеркнуть любовь художницы к простой жизни обычных людей. В данном произведении раскрыта тема радости жизни — это умение радоваться таким простым вещам, как рассвет, начало нового дня. На спинке стула мы можем видеть пионерский галстук, девочка собирается идти в школу. На полотне можно видеть предметы обихода прошлых лет: стол, кровать, обрамляющее полукруглое окно вьющееся растение. На стене висит круглая фарфоровая тарелка. Такой же элемент, украшающий комнату, можно увидеть на столе, это кувшин.

Хотелось бы немного окунуться в историю написания этого произведения. Ссылаясь на воспоминания автора, хочется отметить, что девочка, изображенная здесь, — родная сестра художницы. В сочинении по картине Яблонской «Утро» важно отметить, что изображенная здесь комната — это квартира на улице Красноармейской, находящейся в центре Киева. Лелечка — так нежно, по-домашнему называли сестру Татьяны Яблонской Елену.

Впечатление и настрой от произведения мастера

Как глоток свежего воздуха, как начало нового дня, как ожидание радости и счастья — вот поток мыслей, возникающий при просмотре этого полотна. В далеком 1954 году была написана Т. Яблонской картина «Утро». Сочинение по этому произведению пишут школьники средних классов. Это произведение учит детей, рассматривая детали интерьера, изучая сюжетную линию, видеть и понимать глубокий смысл данного труда. Учит угадывать значение, передаваемое автором произведения.

В сочинении по картине Яблонской «Утро» нужно отметить, как один миг жизни, изображенный на этом полотне, отражает смысл и значение таких общечеловеческих ценностей, как домашний уют, семья, любовь к ближнему. Напоминает зрителю, как важно уметь радоваться каждому моменту, как жизнь во всём своём многообразии хороша и прекрасна. Как неповторим каждый её миг. Именно это мы видим на картине Яблонской «Утро». В сочинении по картине также необходимо обратить внимание на символизм, используемый мастером. Фигурка хрупкой девочки символизирует начало новой жизни, как начало пробуждения и расцвета самой природы.

Заключение. Итог

Подводя итоги, хочется обратить внимание на талант знаменитой художницы. Сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро» должно передавать смысл задуманного автором сюжета. Полотно оставляет приятное и незабываемое впечатление.

Опубликовано пользователем сайта

Что читаем

Нам с вами знакомы истории, про то, как влюбляются увидев случайно фотографию. Оказываются, бывают случаи, когда люди влюбляются в портрет! Причем эта история — с хэппи-эндом!

По «Утру» Татьяны Яблонской писали сочинения несколько поколений детей.  Картину Татьяны Яблонской «Утро», попавшую в 1954 году в журнал «Огонек», а потом и в учебник «Родная речь», наверняка помнят все советские школьники. По ней писали сочинения несколько поколений детей (один мой одноклассник разглядел на столе пачку сигарет))), ее печатали в виде открыток, вырезали из журналов, вклеивали в альбомы или вешали на стены. Но мало кто знает, что эта картина стала настоящим талисманом любви для ее героини — дочери художницы Елены.

Секрет популярности

Солнечное утро, комнату заливают лучи. Распахнутые двери балкона. Длинноногая девочка в коротких шортах делает зарядку. На столе ждет завтрак, на стуле — аккуратно сложенная школьная форма. Сюжет простой, но картина неожиданно стала одним из символов хрущевской оттепели. Казалось, начинается новая прекрасная эпоха. Переход от сна к бодрствованию, от тьмы к свету, от ужаса и хаоса — к порядку и гармонии. И впереди у всех советских граждан, как и у этой девчонки, длинная счастливая жизнь…

К моменту создания «Утра» Татьяну Яблонскую хорошо знали в творческих кругах СССР. Ее послевоенная картина «Хлеб», выставленная в Третьяковкеи отпечатанная миллионными тиражами на открытках и плакатах, вмиг сделала из молодой художницы лауреата Сталинской премии. Новое полотно Татьяна решила писать со своей старшей дочери Лены.

— Я была очень спортивной девочкой, занималась гимнастикой, мечтала стать балериной, — вспоминает дочь Яблонской Елена Бейсембинова, до которой дозвонилась «Комсомолка». — На картине я разминаюсь перед позой «ласточка». Зарядку делала не каждый день, но, увидев это, мама сразу решила: вот он, новый сюжет. С нас, дочерей, было написано уже немало картин. И хоть позировать мы не слишком любили, в семьях художников это не обсуждалось: надо — значит надо.

Ни славы, ни денег

Весь скромный интерьер Яблонская описала, как было. С той лишь разницей, что на холсте комната выглядит просторной, а на деле семья ютилась в двух комнатах обычной киевской коммуналки.

— Жили мы небогато, даже подружек в гости стеснялись приводить, — продолжает Елена Бейсембинова. — Хоть мамины картины и печатали в учебниках вместе с шедеврами Шишкина и Репина, ни денег, ни какой-то всенародной славы это не приносило. И уж конечно, никакие горы писем мне никогда не приходили. Мои одноклассники даже не подозревали, что я дочь той самой Яблонской, потому что я носила фамилию отца — Отрощенко, и никому не хвасталась своим родством. Был любопытный случай, когда я поступала в художественную школу. Передо мной стояла девочка. «Яблонская», — представилась она педагогам. «Да вы что, вы дочь той самой Татьяны Ниловны?!» — удивилась комиссия. «Нет, я однофамилица». Я про себя улыбнулась, но промолчала.

Елена Сергеевна бережно хранит фотографии мужа. 

Красавец великан и серая мышка

И все-таки поклонники у юной Лены были. Так, 14-летний школьник из Алма-Аты Арсен Бейсембинов, увидев в «Огоньке» репродукцию «Утра», с первого взгляда влюбился в стройную девочку. Как и многие мальчишки, он мечтал когда-нибудь встретиться с ней, а еще научиться рисовать. Вторая мечта казалась более реальной, и в конце 50-х Арсен рванул в Москву, поступать в художественный институт имени Сурикова. Там медалиста из Казахстана срезали, влепив двойку. Пришлось подавать документы в Строгановку — Московское высшее художественно-промышленное училище. Туда же поступила и Лена Отрощенко: в Киеве, где ей предлагали места по блату, девушка учиться не захотела, решила попробовать свои силы в Москве.

— Арсен поступил первым — умница, отличник, лучший студент на курсе, — улыбается Елена Сергеевна. — А я стала последней, после меня уже никого не принимали. Подружились мы с ним с первых дней: всегда сидели рядом, вместе гуляли. Пара у нас была удивительная: он большой черноволосый казах с экзотической внешностью, а я маленькая серая мышка. Что он во мне нашел, не знаю.

Для 18-летней Лены Арсен стал первой и, как потом оказалось, единственной любовью. Летом по окончании курса он уговорил ее поехать в Алма-Ату знакомиться с семьей. Там, войдя в комнату будущего мужа, студентка Лена чуть не упала: над кроватью висела та самая репродукция из «Огонька»!

— Я была потрясена: «Это же мамина работа, мой портрет!» — продолжает Елена Бейсембинова. — Арсен сразу поверил, что я дочь Татьяны Яблонской. У нас в институте каждый второй был из семьи художников.

«Мне всегда нравилась эта работа и этот образ, — признался жених. — Каждый раз, когда я смотрел на нее, жить хотелось!»

Зов крови

После этого события развивались стремительно: в считанные дни молодые поженились, а через год у них родился сын Зангар — первый внук знаменитой художницы.

— Муж с мамой обожали друг друга, они были образцом отношений теща — зять, — говорит Елена Сергеевна. — И дело не в том, что Арсен считал «Утро» нашим семейным талисманом. Они как-то сразу почувствовали друг в друге родственную душу, мама даже предлагала нам жить с ней в Киеве. Но меня всегда тянуло на восток. Наверное, зов крови — мои дедушка и прадедушка были родом из Казахстана.

В Алма-Ате Лена и Арсен устроились в издательство, иллюстрировали детские книги, потом вместе работали мультипликаторами на «Казахфильме». Параллельно писали картины.

— Мы прожили в браке почти сорок лет — с 1961 по 2000-й, — рассказывает художница. — Я была рядом с мужем до последнего дня, когда он боролся с тяжелой болезнью. А через пять лет не стало и мамы. Мой сын Зангар, тоже художник, все время в разъездах: жил в Канаде, Турции, сейчас — в США. Чем только не занимался: живописью, реставрацией, дизайном ювелирных украшений, открытием выставок… Такой вот неуемный кочевник.

Татьяна Яблонская прожила 88 лет. Похоронена в Киеве. 

Сегодня Елена Бейсембинова живет одна в стареньком деревянном доме на окраине города — завела фазанов, разводит пионы и даже на пенсии продолжает писать. Тот самый дом, где когда-то на стене она увидела свой портрет, давно продан, а вырезка из «Огонька» потерялась при переезде.

— Жалко, конечно, но зато я сохранила что-то гораздо более дорогое, — улыбается Елена Сергеевна. — Портрет на листе в клетку, который Арсен подарил мне в начале знакомства — нарисованный карандашом мой профиль с надписью «Я тебя люблю, ты этот рисунок не выкидывай». И я берегу его вот уже почти 60 лет.

КСТАТИ

Яблонская считала «Утро» браком

Татьяна Яблонская была очень работоспособной, но при этом строгой к себе и, как вспоминает дочь, «жгла свои забракованные работы целыми рулонами».

Та же участь едва не постигла знаменитое «Утро». Спустя много лет Яблонская утверждала: «В то время много было написано всевозможных детских сюсюкающих картинок. И все казалось хорошо, художественно. Но «Утро» — противная, антиживописная картина. По живописи она абсолютный ноль!»

Немало картин художницы ушло за границу и осело в частных коллекциях. Сейчас цены на них достигают десятков тысяч фунтов. Например, в 2006 году на аукционе «Сотбис» выставляли работы Яблонской 50-х годов. Стартовая цена каждой составляла 25 тысяч фунтов. В результате одна из работ была продана за 79 тысяч.

Оставьте свой голос:2268 + —> 10 лет назад 17 июня в Киеве на 89-м году жизни скончалась выдающаяся художница Татьяна Ниловна Яблонская, автор известных живописных полотен «Перед стартом», «Хлеб», «Весна», «Лен», «Утро» и многих других. Сегодня имя знаменитой художницы Яблонской — это «визитка» Украины. У этой славы есть и обратная сторона — ее картины заказывают музейным ворам, но это еще раз доказывает, что на них идет настоящая охота среди коллекционеров. Татьяна Ниловна Яблонская всю жизнь искала свое «я» в творчестве, а нашла всенародную любовь и признание мастерства. [ ] Татьяна Ниловна Яблонская (укр. Тетяна Нилівна Яблонська; 11 (24) февраля 1917 — 17 июня 2005) — советский, украинский живописец. Народный художник СССР и Украины, действительный член Академии искусств СССР и Украины, профессор, Герой Украины, лауреат трех Государственных премий СССР, двух медалей Академии искусств СССР, Национальной премии Украины им. Т.Шевченко. Т. Н. Яблонская родилась 24 февраля 1917 года в Смоленске в семье художника, графика и преподавателя словесности Н. А. Яблонского. В 1928 году ее родители, опасаясь доносов, перебрались в Одессу, а в 1930 году — в Каменец-Подольский, затем в Луганск. С тех пор судьба Татьяны Яблонской прочно связана с Украиной, ее мотивами, природой, народом. В 1933 году молодая Яблонская заканчивает семилетку и переезжает в Киев, где поступает в художественный техникум. Но шестнадцатилетней Татьяне снова не удается осесть и прийти к более-менее стабильной жизни. В 1935 году техникум ликвидируют, и ей снова приходится менять место учебы. Из техникума будущая художница переходит в Киевский Государственный художественный институт, где продолжает обучение, перенимая опыт у самого профессора Кричевского. Она начинает рисовать, и 1941 год знаменуется сразу двумя важными событиями: она заканчивает институт, и устраивает первую выставку своих работ. Но, пока что, Яблонской далеко до общего признания. Когда в жизнь советского народа ворвалась война, Татьяна была вынуждена сменить место жительства и образ жизни. Она переезжает в Саратовскую область, где ей приходится испытать себя, работая в колхозе. Художница Яблонская Татьяна Ниловна, совершенно непривычная к физическому труду должна ухаживать за скотом и работать на поле. Так она проведет целых три года, по истечении которых вымотанная и изголодавшаяся, наконец-то сможет вернуться к творчеству. «Перед стартом», 1947 год. Из поздних воспоминаний Т.Н. Яблонской: Отлично владея пером, Яблонская сама выступила в печати 11 февраля, признав справедливость критики в свой адрес и впервые рассказав о своей работе над картиной «Хлеб»: «В статье «За социалистический реализм в живописи», опубликованной в газете «Культура и жизнь», №30 за 1949 год, в числе других упоминалась и моя фамилия как художника, не вполне преодолевшего импрессионизм в своей картине «Перед стартом». Окончательно я убедилась в ошибочности импрессионистического метода следующим образом…» И далее идет рассказ о летней практике 1948 года в Летаве: Вслед за этой газетной публикацией Яблонская пишет Якову Дорофеевичу Ромасу. Ее письмо производит двойственное впечатление. Повторяя местами риторику газетной статьи, оно, тем не менее, звучит страстно, идет «от сердца». Несколько листов рисовальной бумаги исписаны карандашом, размашистым почерком с многочисленными исправлениями, зачеркиваниями и вставками, выдавая неподдельное волнение автора: Набравшись впечатлений, в 1944 году Яблонская возвращается в Украину, где рисует свой первый шедевр – картину «Хлеб». Молодую художницу наконец-то замечают, она обретает всеобщее признание среди советской публики, картина появляется на мировых выставках, ее даже печатают в нескольких учебниках. А через 5 лет за эту же картину Яблонскую наградят Сталинской премией. А пока что, в том же 1944 году художница становится членом Союза художников и одним из преподавателей Киевского художественного института. Из поздних воспоминаний Т.Н. Яблонской: Т.Н. Яблонская за работой над картиной «Хлеб». 1949 На протяжении 1950-х годов ни одна попытка Яблонской повторить успех «Хлеба» не удалась. Сошлемся на авторитетное суждение: «В системе «советского искусства» (второе название социалистического реализма) была создана система двух стилей: один, важнейший, выводивший на «знаковый уровень», и другой — показывающий современный быт. Один стиль требовал формулы, когда деталь переставала значить что-либо. Другой состоял из множества слагаемых воедино деталей». Следующая за «Хлебом» большая работа Т. Яблонской странным образом соединила в себе эти две особенности. Из того же письма к Ромасу в марте 1950 года: Но с картиной «Весна» (1950, ГРМ), о которой шла речь в письме Ромасу и за которую Яблонской в 1950 году была присуждена вторая Сталинская премия, ее постигла неудача. Первый биограф Яблонской, автор вышедшей в 1959 году монографии Валентина Васильевна Курильцева отмечала: «…картину можно долго и с интересом рассматривать… В ней с большим живописным мастерством написаны лица матерей, нянь, . и особенно детей. .Однако, в картине не найден общий композиционный принцип. Очевидно, художница стремилась передать весенний шум в образе радостной, возбужденной детворы на бульваре, однако не до конца решила то, что ею было задумано». И как результат: «Хорошо задуманный образ «Весны» не нашел своего всестороннего художественного воплощения». Повторить успех «Хлеба» ей не удалось ни в «рудокопах» Криворожья, о которых она также писала Я.Д. Ромасу: «Летом думаю поехать на Криворожье. Что-то хочется сделать большое и мощное про рудокопов», ни в спортсменах «На Днепре» (1952, Львовский музей украинского искусства), ни в строителях Киева, о чем есть упоминание в письме М.Н. Гриценко 1 марта 1955 года: «Я продолжаю биться над своей старой картиной о строителях, но все никак не найду хорошего решения. Буду уже пачкать четвертый холст». Лишь отчасти, в камерном варианте, она повторила его в картине «Утро» (1954, ГТГ), будучи сама, по-видимому, не очень удовлетворенной результатом. В письме Анне Сергеевне Галушкиной, датированном августом 1963 года, где речь идет о возможном приобретении для Третьяковской галереи новой картины Яблонской «Свадьба» (из «Закарпатского цикла»), она пишет: «Мне б, конечно, очень бы хотелось еще раз попасть на священные стены галереи. И мне кажется, что эта картина, во всяком случае, лучше бы воспринималась, чем моя работа «Утро». Свадьба. 1963 Свои главные и лучшие работы она написала позднее, в 1960-1970-е годы: «Скоро сенокос» (1960, ГТГ), «Лето» (1967, ГТГ), «Безымянные высоты» (1969, ГТГ), «Вечер. Старая Флоренция» (1973, ГТГ) и, наконец, «Лен» (1977, ГТГ) – последнюю большую и, по словам художницы, «самую любимую и выстраданную» картину. «Армянское село» «Лен», 1977 «Чайная» В 1972 году произошло очень важное событие для Татьяны Яблонской — поездка во Флоренцию. Эта поездка перевернула сознание художницы и под впечатлением от этой поездки она пишет свой «Вечер. Старая Флоренция ». «Вечер. Старая Флоренция», 1973 «Портрет дочери художницы» К этому времени вторая дочь Татьяны Яблонской Ольга уже выросла и стала самостоятельным живописцем. Уже и подрастала младшая дочь Гаяне. «ГАЯНЕ І ЗЕЛЕНЕ ВІКНО», 2004 г. «Мне очень повезло — когда я родилась, мама была старше, это было уже сознательное материнство. Она очень много в меня вкладывала. И при этом она была художником, находила силы и время этим заниматься. Она и преподавала в институте, и занималась общественной работой. И всему отдавалась полностью. Мама не хотела отдавать меня в художественную школу и готовила к институту меня сама. То был очень тяжелый труд и, только став взрослой, я могу оценить какую ответственность она на себя взяла. Даже по сей день, анализируя свои творческие движения, я везде замечаю маму в разных ее периодах.» — рассказывает дочка Гаяне. Этот период оказал огромное влияние на Татьяну Яблонскую. «Туман», 1986 «Запах дерева лайма», 1996 г. После инсульта, случившегося в 1999 году, Татьяна Ниловна была прикована к инвалидному креслу. Но творить талантливейшая художница не перестала. В 2001 году Яблонской дают орден и награждают званием Героя Украины. В последние годы жизни она писала в основном натюрморты и пейзажи за окном ее квартиры, поскольку больше не могла выходить на улицу, Она писала пастелью, научившись это делать левой рукой, она уже не могла работать парализованной правой. Ее физические силы угасали, но картины становились еще более просветленными и радостными. В самый день смерти 17 июня 2005 года она нарисовала яркий, жизнерадостный букет летних колокольчиков. Яблонская Т. Н. скончалась 17 июня 2005 года. Похоронена в Киеве на Байковом кладбище. Полотна выдающейся художницы находятся в Государственной Третьяковской галерее (Москва), в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), в Музее Дракона (Тайвань), в Национальном художественном музее Украины, в Киевском музее русского искусства и многих других музеях и частных коллекциях Украины и зарубежья. В 2005 году Депутаты Киевского городского совета приняли решение о создании музея Героя Украины Татьяны Яблонской и присвоении ее имени одной из cтоличных улиц. Татья́на Ни́ловна Ябло́нская (укр. Тетяна Нилівна Яблонська; 1917—2005) — советский, украинский живописец. Народный художник СССР (1982), лауреат Государственной премии СССР (1979) и двух Сталинских премий второй степени (1950, 1951). Т. Н. Яблонская родилась 24 февраля 1917 года в Смоленске в семье художника, графика и преподавателя словесности Н. А. Яблонского. В 1928 году семья переехала на Украину в Одессу, а в 1930 году — в Каменец-Подольский, затем в Луганск, где Яблонская окончила семилетку (в 1933 году) и поступила в Киевский художественный техникум. После его ликвидации (в 1935 году) становится студенткой живописного факультета (1935—1941) КГХИ, закончила институт по специальности «художник-живописец» (мастерская профессора Ф. Г. Кричевского). На протяжении всей своей творческой жизни участвовала в многочисленных всеукраинских, всесоюзных и международных выставках, среди которых самые значительные: 1956 — XXVIII Международная художественная выставка в Венеции (биеннале); 1958 — Всемирная выставка в Брюсселе. Начиная со студенческих лет, имела более чем 30 персональных выставок в Москве, Лондоне, Будапеште, в Киеве, других городах. Картина художницы «Перед стартом» (1947) не была удостоена Сталинской премии из-за начавшейся тогда войны с формализмом. После инсульта, случившегося в 1999 году, Татьяна Яблонская была прикована к инвалидному креслу. Яблонская скончалась 17 июня 2005 года. Похоронена в Киеве на Байковом кладбище. Обнажённая. 1936 image Повар. 1937 Старуха с рыбой. 1937 image Натурщица. 1938 Автопортрет. 1945 Автопортрет. 1946 Перед стартом. 1947 Хлеб. 1949 Модель в мастерской художника. 1954 Над Днепром. 1954 Утро. 1954 Название неизвестно. 1955 Портрет дочери (Лены). 1956 Армянское село. 1957 Близнецы. 1958 Портрет матери. 1958 Старая Рига. 1960 Праздничный вечер. 1960 Рядом с отцом. 1962 Свадьба. 1964 Май. На картине изображена дочь художника, Ольга. 1965 Жизнь. (Родоначальница). 1966 Невеста. 1966 Колыбель. 1966 Бумажные цветы. 1967 Чайная. 1967 Безымянные высоты. 1969 Юность. 1969 Семена. 1969 Жизнь продолжается. 1970 Одинокая. 1970 У синего моря. 1971 Вечір. Стара Флоренція. 1973 Киевские горы. 1975 Старая теплая печь. 1975 Зима у старому Києві. 1976 Старый дом. 1976 Старый дом. 1976 У порога. 1976 Осенний мотив. 1976 Эскиз к картине «Лён». 1976 Лён. 1977 Осень во Флоренции. 1977 Понте Веккьо. 1977 Венеция. Гранд Канал. 1977 Зимой на ферме. 1979 Портрет старика. 1980 Источник Википедия via Кроме того, мои посты vakin.livejournal.com/533308.html и vakin.livejournal.com/529501.html

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий