Укротитель нот: почему Сергей Прокофьев остается главным русским композитором ХХ века

Сергей Сергеевич Прокофьев родился 23 апреля 1891 года в Сонцовке Екатеринославской губернии (теперь село Красное Красноармейского района Донецкой области). Отец его — Сергей Алексеевич — был ученым агрономом, управляющим в имении помещика Сонцова. От него передалась сыну любовь к природе. Среди детских рукописей Сережи Прокофьева сохранилась тетрадка, в которой мальчик отмечал, когда какие цветы расцветают в Сонцовке.

Музыку он слышал в доме с самого рождения. Мать, Мария Григорьевна, играла сонаты Бетховена, мазурки и ноктюрны Шопена, пьесы Чайковского. В пять с лишним лет Сережа уже сочинил фортепианную пьеску под названием «Индийский галоп». Вскоре появились и другие сочинения.

Мальчику было девять лет, когда его привезли в Москву, и он впервые попал в оперный театр. Вернувшись в Сонцовку, он начал писать оперу «Великан» на собственный сюжет.

Образованием Сережи вначале занимались его родители, которые были просвещенными, интеллигентными людьми, умными и строгими воспитателями. Они приучили его к сосредоточенному и систематическому труду. Отец учил сына русскому языку, арифметике, географии, истории, ботанике. Мать — иностранным языкам (с детства Сергей Сергеевич знал два языка — французский и немецкий, позже английский). Мария Григорьевна была и его первой учительницей музыки. Увидев успехи сына, она решила показать его какому — нибудь крупному музыканту.

Зимой 1902 года его привезли в Москву к Сергею Ивановичу Танееву — выдающемуся композитору, профессору Московской консерватории. Отметив дарование мальчика, Танеев посоветовал начать с ним серьезные занятия гармонией и систематическое ознакомление с музыкальной литературой. По рекомендации Танеева в Сонцовку на лето прибыл молодой музыкант, окончивший Московскую консерваторию с золотой медалью. Это был Рейнгольд Морицевич Глиэр, впоследствии известный советский композитор, автор балетов «Красный мак», «Медный всадник», концерта для голоса с оркестром и других сочинений.

Живые, интересные занятия с Глиэром оказались благотворное влияние на развитие таланта Прокофьева. Под руководством учителя он стал вскоре писать симфонию и оперу «Пир во время чумы» по Пушкину. Глиэра поразило в его ученике удивительное сочетание взрослого профессионально — серьезного отношения к музыке, самостоятельности суждений и совершенно детских черт. Так, на пюпитре у двенадцатилетнего Сережи Прокофьева, сочинявшего оперу или симфонию, стояла резиновая кукла по имени Господин, которая должна была слушать новое сочинение.

Сильнейшим увлечением будущего автора прославленных опер и балетов был театр. Со своими друзьями — сонцовскими мальчиками и девочками — он постоянно придумывал и разыгрывал представления, на которых присутствовали обитатели дома в Сонцовке.

Уже в детстве Прокофьев обнаружил редкую наблюдательность и разнообразие интересов (литература, театр, шахматы). Одним из удивительных свойств творчества взрослого композитора Прокофьева станет стремительность, динамичность, через которую он передаст свое новое ощущение жизни, ее молодости, ее движения.

В 1904 году, по совету Глазунова, светловолосый тринадцатилетний мальчик пришел на экзамены в Петербургскую консерваторию. Экзамен вел Н.А. Римский-Корсаков. «Это мне нравится!» — весело воскликнул он, увидев Прокофьева, сгибавшегося под тяжестью двух папок, где были сложены его сочинения (четыре оперы, две сонаты, симфония и довольно много фортепианных пьес). Приемная комиссия (в ее состав входили А.К. Глазунов и Н.А. Римский-Корсаков) была восхищена абсолютным слухом и умением читать с листа.

Сережу приняли, и жизнь его круто изменилась. Вместо вольного степного простого украинского села Сонцовка, в котором он родился и провел детство, хмурый Петербург, где предстояло серьезно и долго учиться.

Прокофьев учился в консерватории у замечательных русских музыкантов: Анатолия Константиновича Лядова (гармония, контрапункт), Николая Андреевича Римского-Корсакова (инструментовка).

В консерваторские годы обогатились и развились его музыкальные вкусы. К любимым с детства Бетховену и Чайковскому прибавились Григ, Вагнер, Римский-Корсаков, Скрябин, Рахманинов. Он познакомился с сочинениями современных западноевропейских композиторов — Р. Штрауса, Дебюсси.

Интерес к изучению классической и современной музыки, а также к творчеству друг друга сблизил Прокофьев с Николаем Яковлевичем Мясковским. Дружба, начавшаяся в годы их совместного учения в Петербургской консерватории, продолжалась в течение всей жизни.

Прошло несколько лет. Музыкальные сочинения Прокофьева поражали слушателей, вызывали жаркие споры. Все, что он написал, было новым по манере и по содержанию — молодым, задорным, смелым.

Окончив в 1904 году консерваторию, Прокофьев много лет выступал как пианист во Франции, Испании, Англии, Америке, Японии, на Кубе и во многих европейских странах. Повсюду композитор играл свои сочинения, а его новые оперы и балеты исполнялись в разных городах мира. Так, в 1921 году в Чикаго состоялась премьера веселой, блестящей оперы Прокофьева «Любовь к трем апельсинам» (по сказке итальянского писателя Карло Гоцци). В том же году композитор закончил третий концерт для фортепиано. Самые лучшие сочинения Прокофьева тех лет были посвящены Родине. Русские мелодии звучат в пьесах для фортепиано «Сказки старой бабушки», в которых оживают воспоминания детства и герои народных сказок. Тоска по Родине становилась все острее.

«В ушах моих должна звучать русская речь, я должен говорить с людьми моей плоти и крови, чтобы они вернули мне то, чего мне здесь недостает: свои песни, мои песни», — писал Прокофьев.

В середине 20-х годов Прокофьев с огромной радостью откликнулся на предложение С.П. Дягилева написать балет на тему о строительстве новой жизни в России. Сюжет балета, названного «Стальной скок», оказался наивным, «индустриальным». «Прокофьев путешествует по нашим странам, но отказывается мыслить по-нашему», — писали зарубежные газеты о премьере балета, поставленного в Париже и Лондоне в 1927 году.

За границей Прокофьев встречался со многими выдающимися деятелями искусства (композиторами Равелем, Стравинским, Рахманиновым, дирижерами Стоковским и Тосканини, киноартистом Чарли Чаплином и многими другими). Но атмосфера лихорадочной художественной жизни Парижа 20-х годов не удовлетворяла его.

«Я должен вернуться. Я должен снова вжиться в атмосферу родной земли… В ушах должна звучать русская речь… Здесь я лишаюсь сил».

И, наконец, он снова дома. Прокофьев вновь встречается со своими друзьями Мясковским и Асафьевым. Начинает работать вместе с советскими режиссерами, балетмейстерами, писателями.

Его увлекают задача воплощения высоких идей, человечности, возможность обращения не к узкому кругу «ценителей», а к огромным массам народа.

Композитор много и увлеченно работает, создавая одно прекрасное произведение за другим. Они различны по темам, времени действия, характерам героев. Но во всех них есть нечто общее. Всюду композитор сталкивает лицом к лицу светлые образы и образы жестокости и насилия. И всегда утверждает победу высоких человеческих идеалов. Смелость, присущая Прокофьеву-композитору, поражает во всех этих сочинениях.

В 1935 году создан балет «Ромео и Джульетта» (по трагедии Шекспира). Герои его отстаивают свою любовь в борьбе с кровавыми средневековыми предрассудками, повелевающими им ненавидеть друг друга. Трагическая смерть Ромео и Джульетты заставляет примириться враждующие издавна семьи Монтекки и Капулетти.

До Прокофьева крупные музыканты, писавшие балетную музыку, не решались обращаться к шекспировским трагедиям, считая, что они слишком сложны для балета. А Прокофьев создал произведение, проникнутое духом Шекспира. Поэтичная, глубокая, содержащая реалистические, психологически точные портреты действующих лиц «Ромео и Джульетты» музыка дала возможность балетмейстеру Л. Лавровскому поставить балет, который приобрел мировую славу (премьера балета состоялась в 1940 году в Ленинградском государственном академическом театре оперы и балета имени С.М. Кирова).

Прокофьев пишет музыку не только для театра, но и для кино. Например, Александр Невский (1938 г.). Вместе с кинорежиссером Сергеем Эйзенштейном Прокофьев воспевает благородный патриотический подвиг дружины Александра Невского, защищавшей родную земля от тевтонских завоевателей. Сюжет исторический, но музыка звучит современно, словно предвосхищая острый драматизм и победный исход битвы советского народа с фашизмом.

В 1939 году написана опера «Семен Котко» (по повести В. Катаева «Я сын трудового народа»). Действие ее происходит на Украине в 1918 году. Музыка Прокофьева с удивительной правдивостью рисует образы крестьян, солдат, большевиков, борющихся за установления Советской власти на Украине.

В своих произведениях советского периода композитор особенно стремился к ясности, доступности, простоте.

Специально для детей, на собственный текст, Прокофьев сочинил симфоническую сказку «Петя и Волк». Каждый персонаж здесь обрисован мелодией, исполняемой определенным инструментом в оркестре или группой инструментов: Птичка — флейтой, Утка — гобоем, Волк — валторнами, а Петя — целой группой струнных инструментов.

Удивительна работоспособность Прокофьева. Он писал фантастически быстро и мог работать сразу над несколькими сочинениями. Выступал с исполнением своей музыки как пианист и дирижер. Участвовал в работе Союза композиторов. Интересовался литературой. В конце 30-х годов начал писать живую и остроумную «Автобиографию». Был отличным шахматистом. С увлечением водил автомобиль. Любил танцевать, быть среди людей.

Главной работой композитора в годы Великой Отечественной войны была грандиозная патриотическая опера «Война и мир». Прокофьев и раньше задумывался над тем, чтобы воплотить в музыке образ великого произведения Льва Толстого. В дни войны с фашизмом этот замысел получил осуществление. Вновь поставил перед собой композитор задачу редкой сложности. Из огромного литературного произведения нужно было отобразить самые важные сцены. В оперу вошли, с одной стороны, тонкие психологические «мирные» сцены, в которых участвуют Наташа Ростова, Соня, князь Андрей, Пьер Безухов; с другой — монументальные картины, рисующие борьбу народа с наполеоновскими захватчиками. Опера получилась необычной по жанру. В ней сочетаются лирико-психологическая драма и национальная эпопея. Новаторская по музыке и по композиции, опера развивает вместе с тем традиции русских классиков — Мусоргского и Бородина. С Мусоргским Прокофьева сближает особое внимание к психологической характеристике героев, раскрываемой через правдивую вокальную интонацию. Интересно, что опера «Война и мир» написана не на условный стихотворный текст либретто, а на подлинный текст романа. Прокофьеву важна была сама интонация толстовской речи, которую он сумел передать в музыке. И это придает особенную достоверность вокальным партиям героев оперы.

«Война и мир» — любимое сочинение Прокофьева. Он совершенствовал его до конца своей жизни.

В победном 1945 году увидели свет три значительных произведения композитора:

  1. пятая симфония, посвященная «величию человеческого духа
  2. первая серия кинофильма «Иван Грозный» — новая совместная работа с Сергеем Эйзенштейном
  3. светлый сказочный балет «Золушка»

Этот спектакль, поставленный осенью, был первой послевоенной премьерой в Большом театре.

В последующие годы появилось еще несколько новых работ. Среди них:

  1. опера «Повесть о настоящем человеке» (по одноименной книге Б. Полевого), прославляющая мужество советских людей в годы войны
  2. балет «Сказ о каменном цветке» (по П. Бажову) — о радости творчества, обращенного к народу
  3. оратория «На страже мира» (на слова С. Маршака)
  4. концерт — симфония для виолончели с оркестром.

Снова Прокофьев пишет для детей. Сюита «Зимний костер» для чтецов, хора мальчиков и симфонического оркестра (на слова С. Маршака) посвящена советским пионерам.

Седьмая симфония была задумана вначале как симфония специально для детей, но в процессе работы приобрела более широкое значение — мудрой симфонической сказки, утверждающей красоту и радость жизни. Это последнее законченное произведение Прокофьева.

В конце 40-х — начале 50-х годов Прокофьев тяжело заболел. Чтобы сохранить силы для творчества, ему пришлось отказаться от многого, и в том числе от посещения театров и концертов.

Самое трудное время наступало для него тогда, когда врачи запрещали ему сочинять музыку или разрешали работать не более 20 минут в день. Большую часть времени в эти годы Прокофьев проводил на своей даче, на Николиной горе на берегу Москвы — реки. Он очень любил эти места, совершал далекие прогулки (если позволяло здоровье). Сюда приезжали к нему музыканты, почитатели и исполнители его музыки: композитор Д. Кабалевский, пианист С. Рихтер и другие. Некоторые из них написали впоследствии интереснейшие воспоминания о великом композиторе.

Умер С.С. Прокофьев в Москве 5 марта 1953 года.

23.04.2019, 12:28 История

Даже среди далёких от музыки людей мало кто не слышал имя Сергея Прокофьева. Все его знают с самого детства по музыкальной сказке «Петя и волк». Вклад нашего земляка в развитие мировой музыки огромен. Самый исполняемый композитор ХХ века родился всего-то в 55 километрах от Донецка

Рождение

Прокофьев наносит ответный удар
© Facebook, Александр Парецкий

В четырех километрах от речки Волчьей и города Курахово расположилось село Красное. Красным село стали называть в 1920-х годах, а раньше это была Сонцовка Екатеринославской губернии. В копии метрического свидетельства значится, что Сергей Прокофьев родился 15 апреля 1891 года, что соответствует 27 апреля по новому стилю. Кажется, произошла путаница, сам композитор считал себя рождённым 23 апреля (11 апреля по старому стилю), о чём неоднократно упоминал в своём дневнике.

Выписка из метрической книги Петро-Павловской церкви села Солнцевки, Бахмутского уезда за 1891 год под № 20: «Тысяча восемьсот девяносто первого года, рождён пятнадцатого апреля, а крещён двадцать третьего июня Сергий; родители его: московский почётный гражданин Сергий Алексеев Прокофьев и законная жена его Мария Григориева: оба православные. Крестил священник Андрей Павловский с псаломщиком Евфимием Соколовским».

Родители

Когда родился маленький Сергей, его отцу Сергею Алексеевичу было 45 лет, а матери Марии Григорьевне 36 лет. К этому времени они похоронили двух дочерей, умерших в младенчестве. Ребёнок был долгожданным. Могилы скончавшихся сестёр и бабушки композитора находятся возле церкви, в которой крестили Сергея.

Сонцовка. Воспоминания Прокофьева о малой родине

«В начале XX века, то есть когда мне было лет десять-пятнадцать, Сонцовка представляло собою большое село с населением в тысячу душ. Пять улиц, некоторые до двух километров длиной, раскинулись пауком от центра в разные стороны. На пригорке стояла церковь, на другом склоне — школа. Дом, в котором мы жили, был одноэтажный, приземистый, белый с зелёной железной крышей. < > И всё-таки это был ещё захолустный угол: железная дорога — в двадцати пяти километрах, врач и больница — в двадцати трёх, почта — в восьми и работала дважды в неделю, шоссе отсутствовало, интеллигентные соседи тоже».

Мать

По матери Прокофьев являлся потомком древнему боярскому роду Колычёвых, к которому принадлежал и канонизированный Русской православной церковью Митрополит Филипп — оппонент и жертва Ивана Грозного, играющий важную роль в фильме Сергея Эйзенштейна, музыку к которому композитор написал, не зная о своём родстве со святым.

Плохой парень спел главную песню Донбасса и резко похорошел
© Скриншот

Прокофьевы все силы и средства вкладывали в обучение сына. Отец привил ребёнку любовь к шахматам, мать — к музыке. Композитор отмечал: «Едва ли она обладала музыкальными талантами; техника давалась с трудом, и пальцы были лишены подушечек впереди ногтей. Перед людьми играть она боялась. Но у неё было три достоинства: упорство, любовь и вкус. Мать добивалась возможно лучшего исполнения разучиваемых вещей, относилась к работе любовно и интересовалась исключительно серьёзной музыкой. Последнее сыграло огромную роль в воспитании моего музыкального вкуса: от рождения я слышал Бетховена и Шопена и в двенадцать лет помню себя сознательно презирающим лёгкую музыку».

Способности

Музыкальные способности Прокофьева проявились в раннем детстве, в пять с половиной лет он сочинил первую крохотную пьесу для фортепиано «Индийский галоп». Это сочинение было нотировано матерью Сергея, последующие пьесы (рондо, вальсы, и так называемые юным дарованием «песенки») мальчик научился записывать самостоятельно.

«Великан»

В январе 1900 года в Москве Сергей Прокофьев впервые слушал оперы «Фауст» и «Князь Игорь» и побывал на балете «Спящая красавица». В июне 1900 года девятилетний Сергей сочинил свою первую оперу «Великан».

Рояль

Когда Сергею было 9 лет, родители решили сменить музыкальный инструмент. За 700 рублей был куплен рояль фирмы Schrӧder. Со станции Гришино (сейчас Покровск) до Сонцовки рояль транспортировали с величайшими предосторожностями — «шагом все двадцать пять километров». Старый рояль был продан земскому врачу за 200 рублей.

Танеев

Как оскароносный уроженец Кременчуга запустил в СССР голую женщину, затмившую золото Америки
© «Золото Маккенны»

В декабре 1901 года Сергей с матерью поехали в Москву, где встретились с известным композитором — профессором Московской консерватории Сергеем Танеевым. Прослушав произведения юного композитора, профессор настоятельно рекомендовал матери нанять мальчику педагога для усвоения основ гармонии. Он должен был заниматься с мальчиком три летних месяца 1902 года. Месячное жалованье составляло 75 рублей, при том, что учителя французского и немецкого языков получали в Сонцовке по 15 рублей в месяц. После недолгих колебаний Прокофьевы приняли это предложение и, в качестве репетитора в Сонцовку прибыл только что окончивший консерваторию Рейнгольд Глиэр.

Глиэр

Чтобы нанять Глиэра, Прокофьевым пришлось слукавить: они сказали, что имение располагается «неподалёку» от Екатеринослава. Добравшийся поездом до станции Гришино, Глиэр очень удивился, когда ему пришлось ещё довольно долго трястись на двуколке, но вида решил не подавать. Глиэр оказал очень большое влияние на становление Прокофьева как композитора. Когда они познакомились, Глиэру было 28, Прокофьеву 11 лет.

Консерватория

Зимой 1903 года семья Прокофьевых прибыла в Санкт-Петербург, где произошла встреча с композитором и директором столичной консерватории Александром Глазуновым. В свои неполные четырнадцать лет Сергей Прокофьев был принят в консерваторию. Вступительный экзамен принимал Николай Римский-Корсаков, вначале возражавший против зачисления Сергея в музыкальный вуз. Однако, погоняв Прокофьева практически по всей программе вступительных экзаменов, Римский-Корсаков рекомендовал его к поступлению.

Шахматы

За кулисами войны. Донецкий театр начинается не с вешалки, а с людей
© Facebook, Анна Ревякина

В петербургском шахматном клубе Прокофьев играл с Эммануилом Ласкером, Хосе-Раулем Капабланкой и Александром Алехиным. Мастерство Прокофьева в шахматах соответствовало тогдашнему первому разряду. В конце 1908 года Прокофьев сыграл вничью с чемпионом мира Ласкером, чем гордился всю жизнь. Прокофьев говорил, что шахматы, как логическая игра стимулируют мышление и тем самым помогают ему сочинять музыку.

Первое выступление

Первое публичное выступление Прокофьева состоялось 18 декабря 1908 года. Он выступил на традиционном музыкальном вечере в концертном зале Реформатского училища. Прокофьев сыграл 7 собственных пьес, о его выступлении написали несколько газет.

«В одну реку не входят дважды. А если жажда?»

Прокофьев кончил консерваторию как композитор в 1909 году, как пианист — в 1914 году. Победил в конкурсе среди пяти лучших учеников выпуска исполнением своего Первого фортепианного концерта, op. 10, был удостоен золотой медали и награждён почётной премией имени Антона Рубинштейна — роялем фабрики «Schrӧder».

Маяковский

Маяковский и Прокофьев были знакомы и относились друг к другу с симпатией и интересом. Композитор бережно хранил экземпляр поэмы «Война и мир» с надписью: «Председателю земного шара от секции музыки — председатель земного шара от секции поэзии. Прокофьеву — Маяковский».

Как-то раз молодой Прокофьев играл в «Бродячей собаке», Маяковский сидел за одним из столиков и что-то увлечённо рисовал. В конце вечера Прокофьев получил шарж на себя с такой надписью: «Уважаемый Сергей Сергеевич, который играет на самых нежных нервах уважаемого Владимира Владимировича».

1910 год

1910 год оказался роковым для композитора, умирает отец. После 1910 года Прокофьев больше ни разу не был на своей малой родине.

Первая мировая война

После начала Первой мировой войны молодой композитор работает над созданием оперы «Игрок» и балета «Ала и Лоллий». Сергей Прокофьев не подлежал призыву в армию, как единственный сын в семье.

Заграница

Каверза лейтенанта Семечкина. Как Донецк хотели на корню погубить
© архива ВМФ РФ Леонид Павлович Семечкин / Перейти в фотобанк

Революция1917 года не слишком потрясла аполитичного композитора, но его волновал неустроенный быт. Весной 1918 года он дал три прощальных концерта в Москве и получил документы на выезд. 7 мая сел в поезд до Владивостока, 23 мая прибыл в столицу российского Дальнего Востока, а 29 мая на пароходе отправился в Японию.

Два месяца композитор добивался американской визы и 2 августа отплыл в США. 6 сентября Прокофьев прибыл в Нью-Йорк, где осенью 1918 года завершил своё первое сочинение заграничного периода — «Сказки старой бабушки».

Во второй половине 20-х и первой половине 30-х годов Прокофьев активно гастролировал в Америке и Европе как пианист и дирижёр. За время продолжительного пребывания композитора за границей истёк срок действия командировочного удостоверения, выданного Анатолием Луначарским в 1918 году. Прокофьев утратил советское гражданство.

Любитель роскоши

Прокофьев очень любил путешествия на авто. Называл их «гастрономическими турами», его не интересовали памятники старины, природа, музеи. Перед поездкой в какой-либо город он выяснял по справочнику «Мишлен», где находится лучший отель, а прибыв на место, где лучший ресторан. Попробовав лучшие блюда, он считал задачу выполненной, печалился, когда его спутники принимались осматривать достопримечательности.

О любви

Первой серьёзной любовью Прокофьева была Нина Мещерская — дочь богатых родителей. Сергей несколько раз делал Нине предложение, но родители девушки были против. Не одобряла союз и мать Сергея. В итоге ничего не получилось. Композитор уехал за границу, где в 1919 году женился на певице Лине Кодиной. Лина родила двух сыновей. После возвращения в Советский Союз Прокофьев без развода женился на студентке Мире Мендельсон.

Человек-аэропорт

Донецкий аэропорт — братская могила украинских киборгов
© РИА Новости, Сергей Аверин / Перейти в фотобанк

За несколько лет до того, как мода называть аэропорты именами великих захлестнула Россию, донецкий аэропорт уже носил имя нашего земляка. В 2012 году донецкому аэропорту было присвоено имя Сергей Прокофьева. 26 мая 2014 аэропорт остановил свою работу. В ходе боевых действий в первые годы войны здания и сооружения аэропорта были практически полностью разрушены.

Именем Прокофьева

В Донецке в честь Прокофьева названы: музыкальная академия, концертный зал и Академический симфонический оркестр филармонии.

Наследие

Творческое наследие Прокофьева включает в себя 11 опер, 7 балетов и 7 симфоний, 8 концертов для различных инструментов с оркестром, и большое количество произведений меньших форм, включая музыку для театральных постановок и кинофильмов.

Смерть

Первый инсульт с композитором случился 7 июля 1949 года. Второй стал роковым. Прокофьев скончался в Москве в коммунальной квартире в Камергерском переулке 5 марта 1953 года. Так как Сергей Прокофьев умер в один день со Сталиным, родственникам пришлось потрудиться, чтобы организовать похороны. Москва была перекрыта милицейскими постами, а многие люди просто не работали.

Украина.ру на Youtube

Анатолий Вассерман раскрыл главный смысл статьи Путина об украинцах Новости партнеров

С 1908 года солировал, исполнял собственные произведения. После окончания консерватории Прокофьев впервые поехал в Лондон (такой подарок обещала ему мама). Там он знакомится с Дягилевым, который в то время устраивал во французской столице «Русские сезоны». С этого момента молодому музыканту открылась дорога в популярные европейские салоны. Его вечера с фортепиано имели в Неаполе и Риме огромный успех.

С детства характер Сергея не был простым, это даже нашло отражение в его ранних произведениях. Во время учёбы в консерватории он частенько эпатировал окружающих своим внешним видом, всегда старался захватить лидерство и находиться в центре внимания. Люди, знавшие его в те годы, отмечали, что он всегда выглядел особенно. У Прокофьева был отменный вкус, он очень красиво одевался, позволяя себе при этом яркие цвета и броские сочетания в одежде.

Много позже о нём скажет Святослав Рихтер:

«Однажды солнечным днём я гулял на Арбате и встретил необычайного человека, который нёс в себе силу и вызов, прошёл мимо меня как явление. Он был в ботинках ярко-жёлтого цвета и красно-оранжевом галстуке. Я не удержался, обернулся и посмотрел ему вслед. Это был Сергей Прокофьев».

Жизнь вне России

Под конец 1917 года Сергей принимает решение уехать из России. Как писал он в своём дневнике, решение поменять Россию на Америку обосновывалось на желании увидеть жизнь, бьющую ключом, а не закисание; культуру, а не дичь и резню; давать не жалкие концерты в Кисловодске, а выступать в Чикаго и Нью-Йорке.

Весенним майским днём 1918 года Прокофьев покидает Москву и уезжает из неё, взяв билет на Сибирский экспресс. В первый день лета он добирается до Токио и порядка двух месяцев ожидает там американскую визу. В начале августа Сергей Сергеевич уплыл в Соединённые Штаты Америки. Там он прожил три года и в 1921 переезжает во Францию.

В следующие пятнадцать лет он много работал и выступал с концертами в американских и европейских городах, даже три раза приезжал с концертами в Советский Союз. В это время он знакомится и очень сближается с такими известными в культурном мире людьми, как Пабло Пикассо и Сергей Рахманинов. Также Прокофьев успел жениться, спутницей его жизни стала испанка Каролина Кодина-Любера. У пары родилось двое сыновей – Олег и Святослав. Но всё чаще Сергея одолевали мысли по поводу возвращения домой.

В 1936 году Прокофьев вместе с супругой и сыновьями приехал в СССР и обосновался в Москве.

До конца жизни он только два раза выезжал за границу с концертами – в сезоны 1936/1937 и 1938/1939 годов.

Советская жизнь

Прокофьев очень много общался с известными деятелями искусства того времени. Вместе с Сергеем Эйзенштейном они работали над кинолентой «Александр Невский».

2 мая 1936 года в Центральном детском театре состоялась премьера известной на весь мир сказки-симфонии «Петя и волк».

Перед самым началом войны композитор работал над операми «Дуэнья» и «Семен Котко».

Военный период ознаменовался в творческой жизни композитора оперой «Война и мир», Пятой симфонией, музыкой к кинокартине «Иван Грозный», балетом «Золушка» и многими другими произведениями.

В семейной жизни Прокофьева изменения произошли ещё в 1941, перед началом войны. В это время он уже не жил со своей семьёй. Много позже советским правительством его брак признался недействительным, и Прокофьев в 1948 году снова вступил в законные супружеские отношения с Мирой Мендельсон. Жена Лина пережила арест, лагеря и реабилитацию. В 1956 году она уехала из Советского Союза в Германию. Лина прожила долгую жизнь и умерла в пожилом возрасте. Всё это время она любила Прокофьева и до последних дней вспоминала, как в первый раз увидела и услышала его на концерте. Она обожала Серёжу, его музыку и во всём обвиняла Миру Мендельсон.

Для самого Прокофьева послевоенные годы обернулись резким ухудшением здоровья, прогрессировала гипертония. Он стал аскетом и никуда не выезжал со своей дачи. У него был строгий медицинский режим, но, несмотря на это, он закончил работу над балетом «Сказ о каменном цветке», Девятой симфонией, оперой «Повесть о настоящем человеке».

Смерть великого композитора прошла незамеченной советскими людьми и средствами массовой информации. Потому что случилось это 5 марта 1953 года, когда не стало и товарища Сталина. Более того, коллеги музыканта, его близкие и друзья испытали даже немалые проблемы в организационных похоронных вопросах. Композитор умер в московской коммуналке от того, что случился гипертонический криз. Похороны прошли на московском Новодевичьем кладбище.

Через 4 года советские власти как будто попытались загладить свою вину перед знаменитым музыкантом и назначили ему Ленинскую премию посмертно.

Произведения – шедевры с мировой славой

В мире особенной популярностью и любовью пользуются балеты, написанные С.С. Прокофьевым.

Год премьеры Название произведения Место премьеры
1921 «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» Париж
1927 «Стальной скок» Париж
1929 «Блудный сын» Париж
1931 «На Днепре» Париж
1938, 1940 «Ромео и Джульетта» по У. Шекспиру Брно, Ленинград
1945 «Золушка» Москва
1951, 1957 «Сказ о каменном цветке» по П.П. Бажову Москва, Ленинград

Для оркестров Прокофьевым было создано 7 симфоний, Скифская сюита «Ала и Лоллий», два пушкинских вальса и много других увертюр, поэм, сюит.

Великий композитор написал концерты инструментальные:

  • фортепиано с оркестром – 5;
  • скрипка с оркестром – 2;
  • виолончель с оркестром – 1.

В его творчестве, которое он оставил человечеству, ещё множество произведений для фортепиано, камерно-инструментальные ансамбли, вокально-симфонические произведения.

Знаменитые оперы Прокофьева:

Год премьеры Название оперы
1899 «Великан»
1902 «Пир во время чумы»
1911 «Маддалена»
1921 «Любовь к трём апельсинам» (автор К. Гоцци)
1927 «Огненный ангел» (автор В.Я. Брюсов)
1929 «Игрок» (автор Ф.М. Достоевский)
1940 «Семён Котко»
1943 «Война и мир» (автор Л.Н. Толстой)
1946 «Обручение в монастыре» (автор Р. Шеридан «Дуэния»)
1948 «Повесть о настоящем человеке» (автор Б.П. Полевой)
1950 «Борис Годунов» (автор А.С. Пушкин)

В мире помнят великого человека и почитают его произведения. Очень многие музыкальные училища и концертные залы, самолёты и аэропорты, улицы и детские музыкальные школы, симфонические оркестры и музыкальные академии носят имя С. С. Прокофьева. Два музея открыты в Москве и один на его родине, в Донбассе.

image

В 1918 году Сергей Сергеевич Прокофьев завел себе альбом, в котором все его друзья должны были оставить записи на одну и ту же тему: «Что Вы думаете  о  солнце?»  Композитор не случайно выбрал ее, ведь  солнце — источник жизни, а он сам всегда, во всех своих произведениях был певцом жизни.

О  том, каким был Прокофьев композитором, мы знаем из его сочинений, а о том, каким он был человеком, что он любил, к чему стремился, мы лучше всего можем узнать из его «Автобиографии».

«Склонность к записыванию была мне  свойственна с самого детства, и она  поощрялась родителями,— сообщает Сергей Прокофьев на первых страницах «Автобиографии».— В шесть лет  я уже  писал  музыку.  В семь, научившись в  шахматы, завел тетрадку и стал  записывать партии;  первая из них — полученный мною  «пастушеский» мат в три хода. В девать лет писались истории боевых оловянных солдатиков с учетом потерь и диаграммами  передвижений. В  двенадцать я подсмотрел, как мой профессор музыки писал дневник. Это показалось совершенно замечательным, и я стал вести свой  собственный, под  страшным секретом ото всех».

Детство

Прокофьев  родился и провел детские годы в имении Сонцовка (в нынешней Донецкой области), где отец его,  ученый агроном, был управляющим. Уже зрелым человеком Прокофьев с удовольствием вспоминал  сонцовское степное приволье,  игры в саду с друзьями  — деревенскими ребятишками, начало занятий музыкой под руководством  матери, Марии  Григорьевны.

Еще не зная нот, по слуху, мальчик пытался играть  на рояле что-то свое. И нотам он выучился, главным образом, для того, чтобы это «свое» записывать. А в девять лет, после поездки в Москву и  под  впечатлением первой услышанной оперы (это был «Фауст» Гуно), Сережа решил сочинить свою оперу, сюжет которой он тоже сам придумал. Это была опера  «Великан» в трех действиях с приключениями, поединками и прочим.

Родители  Прокофьева были людьми образованными и сами взялись за начальное обучение мальчика  по всем школьным предметам. Но  учить правилам сочинения музыки они, конечно, не могли. Потому, взяв сына в одну из  обычных своих зимних поездок в Москву, Мария Григорьевна  привела его к известному  композитору  и педагогу Сергею Ивановичу Танееву, который посоветовал  для  занятий  с Сережей пригласить  на лето в Сонцовку молодого, только что окончившего консерваторию  композитора Рейнгольда Морицевича Глиэра.

image Два лета подряд Глиэр провел в Сонцовке, заминаясь с  Сережей, а также играя с ним в шахматы и в крокет – в роли уже не учителя, а старшего товарища. И  когда осенью 1904 года тринадцатилетний Сергей Прокофьев  приехал в Петербург держать экзамен в консерваторию, он  привез с собой необыкновенно солидный багаж сочинений. В толстой папке находились две оперы, соната,  симфония и множество  маленьких  фортепианных пьесок — «Песенок», — написанных под руководством Глиэра. Некоторые «Песенки» были такими  оригинальными и острыми по звучанию, что один  из друзей  Сережи  посоветовал  называть  их  не  «Песенками», а «Собачками»,  потому  что они «кусались».

Годы учебы в консерватории

image

В  консерватории Сережа был самым младшим среди однокурсников. И, конечно, ему  было трудно с ними подружиться, тем более что он иногда из озорства подсчитывал  количество ошибок  в музыкальных задачах каждого из учеников, выводил среднюю цифру за определенный период — и результаты  для  многих были неутешительными…

image Но вот в консерватории появился еще один  ученик, в мундире  поручика саперного батальона, всегда  очень сдержанный, строгий, подтянутый. Это был Николай  Яковлевич  Мясковский,  в будущем известный  композитор, ставший в советское время главой московской композиторской  школы. Несмотря на разницу лет (Мясковскому было двадцать  пять,  а Прокофьеву — пятнадцать), между ними завязалась дружба на  всю жизнь. Они всегда показывали  друг другу свои сочинения, обсуждали их — лично и в письмах.

В классах теории композиции и свободного сочинения Прокофьев, в  общем, пришелся  не ко двору — слишком непочтительным к консерваторской традиции был его своеобразный  талант. Самые смелые сочинения Прокофьев даже не решался показывать  учителям, зная, что  это  вызовет недоумение или раздражение.  Отношение  педагогов  выразилось в весьма  средних оценках  в  композиторском  дипломе Прокофьева. Но у молодого  музыканта  была в запасе еще одна  специальность — фортепиано, — по которой он еще раз окончил  консерваторию  весной  1914  года.

«Если к плохому качеству композиторского диплома  я отнесся  равнодушно,— вспоминал потом Прокофьев,— то на этот раз меня заела амбиция, и я решил кончить по фортепиано первым».

Прокофьев  пошел  на  риск:  вместо классического фортепианного концерта  он решил сыграть свой собственныи Первый концерт, только что изданный,  вручив заблаговременно экзаменаторам  ноты. Ликующая,  полная молодого задора музыка концерта захватила слушателей, выступление Прокофьева   прошло  триумфально, и он  получил диплом  с отличием и  премию  имени  Антона Рубинштейна.

Результаты творческой деятельности

Творческая энергия  молодого композитора Прокофьева была  поистине  вулканической. Он работал быстро, смело, неутомимо, стремясь охватить самые разные жанры  и формы. За первым фортепианным концертом последовал второй, а за  ним – первый скрипичный, опера, балет, романсы.

image Одно  из  сочинений   С.С. Прокофьева особенно характерно для раннего  периода. Это «Скифская сюита», созданная на основе музыки несостоявшегося балета. Поклонение языческим богам, неистовая  «Пляска нечисти», тихая  и таинственная картина спящей скифской степи и, наконец, ослепительный финал — «Восход солнца»,— все  это передано в ошеломляюще-ярких оркестровых красках, стихийных нарастаниях звучности, энергичных ритмах. Вдохновенный оптимизм сюиты, пронизывающий ее свет тем примечательнее,  что создавалась она в трудные годы первой мировой войны.

Сергей Прокофьев очень быстро  вошел в первый ряд композиторов, известных не только на родине, но и за рубежом, хотя его музыка  всегда вызывала споры, а некоторые произведения, особенно сценические, годами ждали исполнения. Но именно сцена особенно притягивала композитора.  Привлекала возможность, идя по пути Мусоргского, выразить в музыкальных интонациях самые тонкие,  тайные оттенки чувства, создать живые человеческие характеры.

Правда, он делал  это и в камерной музыке, например, в вокальной сказке «Гадкий утенок» (по Андерсену). Каждый из обитателей птичьего двора наделен своим  неповторимым характером: степенная мамаша-утка, маленькие восторженные утята и сам главный герой, до превращения в прекрасного лебедя несчастный и всеми презираемый. Услышав эту сказку Прокофьева, А. М. Горький воскликнул: «А ведь это он про себя написал, про себя!»

image Удивительно разнообразны, а иногда и резко контрастны сочинения молодого Прокофьева. В 1918 году была впервые исполнена его «Классическая симфония» — изящное, сверкающее  весельем и тонким юмором сочинение. Ее название, как бы подчеркивающее намеренную стилизацию — подражание манере Гайдна и Моцарта, — сейчас нами воспринимается уже без кавычек: это подлинная классика музыки советского периода. В творчестве композитора симфония  начала собой светлую и ясную линию, которая  прочерчивается вплоть до поздних сочинений — балета «Золушка», Седьмой  симфонии.

И почти одновременно с «Классической симфонией» возникло грандиозное вокально-симфоническое произведение «Семеро их»,  вновь, как  и «Скифская  сюита», возрождающее образы глубочайшей древности, но при этом какими-то сложными и неясными ассоциациями связанное с революционными событиями, потрясшими в  1917 году Россию  и весь мир.  «Странный поворот» творческой мысли  удивлял впоследствии и самого Прокофьева.

Заграница

Еще более странный поворот  произошел  в самой биографии композитора. Весной 1918 года, получив заграничный паспорт, он уехал в Америку, не слушая советов друзей, предостерегавших его: «Когда вы вернетесь, вас не будут понимать». И  действительно, длительное  пребывание за рубежом (до 1933 года) отрицательно сказалось на контакте композитора  с  аудиторией, тем более что ее состав  за эти годы сильно изменился и расширился.

image Но годы, проведенные за рубежом, не означали полного отрыва от родины. Три концертных поездки в Советский Союз были поводом для общения и со  старыми  друзьями, и с новой аудиторией. В 1926 году в Ленинграде ставится опера «Любовь к трем апельсинам», задуманная еще на  родине, но написанная  за  рубежом. За год до этого Прокофьев  написал балет «Стальной  скок»  — ряд  картин  из жизни молодой Советской республики. Пестрые бытовые зарисовки и музыкально-хореографические портреты Комиссара, Оратора, Работницы, Матроса соседствуют с  индустриальными картинами («Фабрика», «Молоты»).

Это  произведение  обрело  жизнь лишь на концертной эстраде в виде симфонической сюиты. В 1933 году Прокофьев окончательно возвращается на родину, выезжая за ее  пределы лишь ненадолго.  Годы по возвращении оказались едва ли не самыми урожайными в его жизни и вообще  очень  продуктивными.  Одно за другим  создаются  произведения, и каждое из них обозначает собой новый, высокий этап в том или  ином жанре. Опера «Семен Котко», балет «Ромео и  Джульетта»,  музыка к фильму «Александр Невский», на основе которой композитор создал  ораторию,— все это вошло в золотой  фонд музыки советского периода.

Передать сюжет шекспировской трагедии средствами танца и танцевальной музыки — такая задача казалась многим невыполнимой и даже противоестественной. Прокофьев подошел к ней так, как будто никаких балетных условностей не существовало.

В частности, он отказался от построения балета как ряда законченных номеров, в паузах между которыми танцоры раскланиваются  и благодарят публику  за аплодисменты.  У Прокофьева и  музыка, и хореографическое действие развиваются непрерывно, следуя законам драмы. Этот балет, впервые поставленный в Ленинграде, оказался  выдающимся  художественным событием, тем более что непревзойденной Джульеттой стала Галина Уланова.

И совсем  небывалая задача решена композитором в «Кантате к 20-летию Октября». Музыка написана на документальный текст:  в ней использованы статьи, речи и письма К. Маркса и В. И. Ленина. Произведение было до того неслыханно новым, что кантате пришлось  ждать исполнения  целых 20 лет…

Разные сюжеты, разные жанры…

Произведения зрелого периода

image Но, окидывая общим взглядом сочинения зрелого периода и сравнивая их с ранними, можно ясно видеть общую тенденцию: неуемное кипение творческой мысли сменяется мудрой уравновешенностью, интерес к невероятному, сказочному, легендарному  сменяется интересом к реальным человеческим судьбам  («Семен  Котко» — опера о  молодом  солдате), к героическому прошлому родной страны («Александр  Невский», опера  «Война  и мир»), к вечной теме любви и смерти («Ромео и Джульетта»).

При этом не исчез и всегда свойственный Прокофьеву юмор. В сказке  «Петя и волк» (для чтеца  и симфонического оркестра), обращенной к самым молодым слушателям, в шутливой форме дается много  интересных  сведений.  Каждый персонаж охарактеризован каким-либо инструментом. Получился своего рода путеводитель по оркестру и одновременно веселая, забавная музыка.  «Петя и волк» — одно из сочинений, в котором  композитор  достиг «новой простоты», как он сам это называл, то есть такой  манеры изложения мыслей, которая легко доходит до слушателя, не снижая и не обедняя самой мысли.

Вершина творчества Прокофьева – его опера  «Война и мир». Сюжет великого произведении Л. Толстого, воссоздающий героические страницы  русской  истории, воспринимался в годы Отечественной войны (а  именно  тогда создавалась опера)  необычайно остро и современно.

В  этом сочинении  соединились лучшие,  наиболее  типичные черты его творчества. Прокофьев здесь и мастер характерного  интонационного портрета,  и монументалист, свободно компонующий  массовые  народные сцены,  и,  наконец, лирик, создавший необыкновенно  поэтичный и женственный образ Наташи.

Как-то раз Прокофьев сравнил творчество со  стрельбой по движущимся мишеням:  «Только взяв прицел вперед, в завтрашний день, вы не останетесь позади, на уровне вчерашних требований».

И он  всю жизнь брал «прицел вперед», и,  наверно, именно потому все его  сочинения —  и написанные в годы творческого подъема,  и в годы последней тяжелой болезни, — остались с нами  и  продолжают нести радость слушателям.

Основные сочинения:

Оперы:

Балеты:

Для оркестра:

7 симфоний (1917, 1924, 1928, 1930, 1944, 1947,  1952)

Для фортепиано с оркестром:

5 концертов

Для скрипки  с оркестром:

2 концерта

Большое  количество камерных, фортепианных (в том числе 9 сонат), вокальных произведений.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий