Вклад английского философа и педагога Джона Локка (1632-1704) в развитие психологии

Биография Джона Локка важна для полноценного понимания идей и философии этого выдающегося мыслителя эпохи Просвещения, педагога, важнейшего теоретика либерализма и эмпиризма. Его идеи в значительной мере повлияли на эволюцию эпистемологии, политической философии, под их влиянием формировались взгляды Вольтера, Руссо и других просветителей. Философия и биография Джона Локка вдохновляли и вели первых американских и французских революционеров, провозглашавших власть народа и равенство прав. Жизнеописанию этого человека посвящена тема настоящей статьи.

image

Джон Локк: биография раннего жизненного этапа

Будущий мыслитель родился в небольшом городке Рингтон, что неподалеку от Бристоля в Западной Англии. Его родителями были пуритане, воспитывавшие сына в соответствующей строгой атмосфере неукоснительного соблюдения религиозных правил. Благодаря рекомендации одного влиятельного товарища отца Локк в 1646 году попадает в Вестминстерскую школу, которая тогда являлась самым престижным средним учебным заведением страны. Здесь он был одним из сильнейших учеников. В 1652 году юноша заканчивает школу и поступает в колледж при Оксфордском Университете. В 1656 г. он получает степень бакалавра, а еще спустя три года защищает диплом магистра. После окончания учебы перспективный юноша получает предложение остаться на университетской кафедре преподавать древнегреческий язык и философию. Этим решением в немалой степени предопределилась дальнейшая биография Джона Локка. В последующие годы он не только преподает, но и активно изучает философию и политические трактаты древних античных философов. Параллельно он изучал медицину, однако ему так и не удалось получить степень доктора в этой области.

image

Политическая деятельность мыслителя

Когда теоретику было 34 года, в его жизни происходит важнейшее знакомство – с лордом Эшли (а позже графом Шефтсбери). Благодаря этой встрече биография Джона Локка вновь делает крутой поворот. Шефтсбери оказывал ему поддержку всю дальнейшую жизнь. Сперва Локк являлся его домашним врачом и воспитателем сына, позже секретарем. А в 1668 году Джон Локк благодаря своему покровителю становится одним из членов Лондонского Королевского общества и спустя год входит в его Совет. Примерно в это время начинается и самый активный период творческой деятельности мыслителя. Так, в 1671 году он начинает размышлять над работой, которая выйдет из-под его пера лишь спустя шестнадцать лет и станет его главным философским наследием – «Опытом о человеческом разумении». В семидесятых Локк служил в правительственных учреждениях на различных престижных должностях. Однако его карьера всегда зависела от успехов его политического покровителя. В 1683 году граф Шефтсбери вынужден спасаться от политического преследования в Голландии. Туда же направляется и Джон Локк. Там он знакомится с Вильгельмом Оранским. А завязав дружбу с представителем королевской семьи, становится одним из участников государственного переворота в Англии, в результате которого Вильгельм Оранский становится новым английским королем.

Джон Локк: кратко о последних годах жизни

Это позволило Локку вернуться на родину в 1689 году. Он поселился в загородном доме из-за проблем со здоровьем, однако еще несколько месяцев оставался на государственной службе. В 1700 году Локк принял окончательное решение уйти с занимаемых ним на тот момент должностей. Великого мыслителя европейского Просвещения не стало в октябре 1704 года.

Становление философа

Локк Джон, основатель психологического эмпиризма в философии и политический писатель, родился в 1632 г. в Рингтоне. Первоначальное образование получил в вестминстерской школе, откуда потом поступил в оксфордский университет.

В 1667 году Локк познакомился с лордом Эшли, впоследствии графом Шефтсбери, с которым был в дружеских отношениях до его смерти. Благодаря ему Локк два раза занимал должность в министерства торговли, 1675–1679 годы Джон Локк провел за границей, преимущественно во Франции.

В 1682 г. Шефтсбери, вследствие ненависти к нему короля Карла II за сопротивление его абсолютистским теориям, бежал в Голландию. В 1683 г. туда за ним последовал Локк, зная, что он ненавистен правительству за связи с Шефтсбери.

Важнейшие сочинения Джона Локка

  1. «Essay concerning human understanding» («Опыт о человеческом разумении», напечатан в 1689–90 гг.)
  2. «The treatise on government» («О гражданском правлении», 1689 г.)
  3. Три письма о религиозной терпимости
  4. книга «Разумность христианства»
  5. «Несколько мыслей о воспитании»
  6. сочинение о деньгах и другие.

Теория Джона Локка

Главная заслуга Локка в истории философии состоит в том, что он первый обратил внимание на происхождение, развитие и объем человеческих знаний и в исследование этого вопроса внес чисто психологический метод.

По его теории врожденных понятий нет у человека, все они приобретаются опытом.

Опыт бывает:

  • внешний или ощущение (sensation), т. е. действие на нас внешних предметов через посредство наших чувств
  • внутренний или размышление (reflexion), т. е. наблюдение духа над своей внутренней деятельностью, направленной на полученные извне впечатления.

Понятия начинают возникать у человека, лишь только он получил первое чувственное впечатление. Идеи, полученные непосредственно через наши чувства, называются простыми. Получив впечатления, ум начинает размышлять о своей собственной деятельности, обращенной на данные ощущением идеи, и, благодаря способности воспроизводить их, сравнивать и соединять, образует из них бесконечно разнообразные сочетания и создает, таким образом, новые сложные идеи.

Когда ум размышляет о своей собственной деятельности, являющейся для него тогда объектом наблюдения, то она становится источником наших знаний. Наши чувственные представления, хотя и получаются от предметов, однако не всегда похожи на них, как слова не похожи на понятия, ими обозначаемые.

Согласно Локку, в самих предметах действительно находятся следующие качества: величина, образ, число, положение, движение или покой их частиц (это первичные качества). Наши представления об этих качествах – действительные копии их.

Но предметы обладают способностью производить в нас впечатления цветов, запахов, вкусов, ощущений тепла или холода и т. п. (это вторичные качества). Идеи о цветах, запахах и т. п. не присущи самим телам, ибо с удалением органа ощущения исчезают и цвет, запах и т. п. Эти идеи не имеют никакого сходства с телами и существуют в них лишь как сила, способная вызывать в нас известные ощущения.

Наши знания субъективны, ибо являются результатом собственной переработки и комбинаций впечатлений, полученных нашим умом, а так как последний получает знание о предметах не непосредственно, но лишь при помощи тех идей, которые он имеет о них, то знания наши истинны лишь настолько, насколько идеи соответствуют действительной природе вещей.

Предвидя, что такое положение может послужить почвой для развития полного скептицизма, Локк оговаривается:

Если мы убеждены, что наши способности действуют правильно и верно указывают нам на существование влияющих на нас предметов, то нельзя считать являющуюся в нас уверенность в своих знаниях неосновательной

Учение Локка послужило почвой, с одной стороны, для развития идеализма (Беркли), с другой – скептицизма (Юм), Эта теория Джона Локка вызвала множество критических сочинений, из которых важнейшее – «Nouveaux essais sur l’entendement humain» Лейбница.

Мысли о политике

В истории политических учений Локк известен, как первый изобретатель научной теории конституционализма, Его трактат «О гражданском правлении» имеет целью объяснить государственный порядок, установившийся в Англии со вступлением на престол Вильгельма Оранского. Происхождение государства Локк выводит из взаимного договора, заключенного людьми между собой для обеспечения жизни, свободы и собственности.

В государстве Локк признает две власти: законодательную и исполнительную, к которой относятся судебная и военная. Законодательная власть сосредоточивается в парламенте, во главе исполнительной стоит король. Политическая теория Локка оказала сильнее влияние на Монтескье и Руссо.

  • Естественное состояние — состояние полной свободы и равенства при распоряжении своим имуществом и своей жизнью. Это состояние мира и доброжелательности. Закон природы предписывает мир и безопасность.
  • Первым предложил принцип разделения властей: на законодательную, исполнительную и федеративную. Федеративная власть занимается объявлением войны и мира, дипломатическими вопросами и участием в союзах и коалициях
  • Разрабатывал идеи демократической революции. Локк считал правомерным и необходимым восстание народа против тиранической власти, посягающей на естественные права и свободу народа.
  • Несмотря на это, Локк был одним из крупнейших инвесторов британской работорговли своего времени. Он также дал философское обоснование отъятия земель колонистами у североамериканских индейцев. Его взгляды на экономическое рабство в современной научной литературе расцениваются то как органическое продолжение антропологии Локка, то как свидетельство её противоречивости

Философия джон локк интересное История мысль знание

Содержание:

Предмет: Политология
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 08.08.2019
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы сможете найти много готовых рефератов по политологии:

Много готовых рефератов по политологии

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Признаки бюрократизации аппарата управления
Президент в политической системе общества
Генезис политической власти
Человек политический, как субъект политического общества

Введение:

В период XIV-XVIII вв. в Западной Европе происходит формирование современных национальных государств. Эти государства, выиграв войну с Церковью, сосредоточили свою власть на своей территории. Предметом исследования становится государство как централизованная структура органов власти. Именно в это время сформировалось понятие государство и были разработаны теории государственного суверенитета. В связи с этим законодательная деятельность государства привлекает все большее внимание мыслителей.

В то же время в политико-правовой мысли существуют два направления, либерально-индивидуалистическое и государственно-коллективистское. Джон Локк — один из основоположников классического политического либерализма. Формирование либеральных политико-правовых концепций связано с осознанием назревающего конфликта между абсолютистским государством и формирующимся гражданским обществом. В соответствии с этой традицией мы ищем пути обеспечения того, чтобы частная сфера жизни была защищена от произвольного вмешательства государства. Итак, речь идет об ограничениях на государственную власть, о порядке ее организации и функционирования, о способах легитимации.

Краткая биография Джона Локка

Джон Локк (1632-1704) — британский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма. Его теория познания и социальная философия оказали глубокое влияние на историю культуры и общества, в частности на разработку американской Конституции. Локк родился 29 августа 1632 года в рингтоне, графство Сомерсет, в семье судьи. Благодаря победе парламента в гражданской войне, в которой его отец сражался в качестве капитана кавалерии, Локк был принят в возрасте 15 лет в Вестминстерскую школу — в то время ведущее учебное заведение в стране. В 1652 году Локк поступил в колледж Крайст-Черч Оксфордского университета. Ко времени реставрации Стюартов его политические взгляды можно было назвать правыми и во многом близкими к взглядам Гоббса.

В возрасте 34 лет он познакомился с человеком, повлиявшим на его дальнейшую жизнь, Лордом Эшли, впоследствии первым графом Шефтсбери, который еще не был лидером оппозиции. Шефтсбери был сторонником свободы в то время, когда Локк все еще разделял абсолютистские взгляды Гоббса, но к 1666 году его позиция изменилась и стала ближе к взглядам будущего покровителя. Шефтсбери и Локк считали друг друга родственными душами. Год спустя Локк покинул Оксфорд и занял должность домашнего врача, советника и наставника семьи Шефтсбери в Лондоне (среди его учеников был Энтони Шефтсбери).

Под крышей Шафтсберихауса Локк нашел свое истинное призвание-он стал философом. Беседы с Шефтсбери и его друзьями побудили Локка написать на четвертом году пребывания в Лондоне первый набросок будущего шедевра-эссе о человеческом понимании. Сиденхэм познакомил его с новыми методами клинической медицины. В 1668 году Локк стал членом Лондонского Королевского общества. Сам Шефтсбери познакомил его с областями политики и экономики и дал ему свой первый опыт государственного управления.

После событий 1688 года Локк возвращается домой после долгого пребывания во Франции и Голландии. Вскоре после этого он опубликовал два трактата О правительстве (1689 г., с годом издания 1690 г.), в которых изложил теорию революционного либерализма. Став классическим произведением в истории политической мысли, эта книга также сыграла важную роль, по мнению ее автора, в обосновании права короля Вильгельма быть нашим правителем. В этой книге Локк выдвинул концепцию общественного договора, согласно которой единственной истинной основой власти суверена является согласие народа. Если правитель не оправдывает доверия, люди имеют право и даже обязаны перестать ему подчиняться. Другими словами, люди имеют право на восстание.

Возвращение Локка в Англию в 1689 году ознаменовалось публикацией еще одной работы, сходной по содержанию с трактатами, а именно первого письма о веротерпимости (написанного главным образом в 1685 году). В ней Локк выступал против традиционного представления о том, что светские власти имеют право навязывать истинную веру и истинную мораль. Он писал, что сила может только заставить людей притворяться, но не верить. А укрепление нравственности (в том смысле, что она не влияет на безопасность страны и сохранение мира) — ответственность не государства, а церкви.

Я могу без преувеличения сказать, что Джон Локк был первым современным мыслителем. Его метод рассуждения сильно отличался от метода средневековых философов. Ум Локка был практическим и эмпирическим. Его политическая философия оказала значительное влияние на деятелей французского Просвещения.

Научные труды Локка

Помимо своего основного труда опыт человеческого разума, обосновавшего материалистические принципы Бэкона, Гоббса и Гассенди о происхождении человеческих знаний и идей из мира чувств и нанесшего сокрушительный удар схоластике и теологии, Локк также написал ряд ценных работ по политической экономии, политике, праву, педагогике, два трактата О государственном управлении, несколько писем о религиозной терпимости, некоторые соображения о последствиях снижения интереса и повышения ценности денег со стороны государства, мысли об образовании — это далеко не полный перечень таких работ.

Как и его философские труды, эти труды Локка были предметом пристального внимания основоположников марксизма. В “Немецкой идеологии” Карл Маркс и Фридрих Энгельс называют Локка «одним из дойенов (старейшин) современной политической экономии».

Политические взгляды Локка

В 1668 году в Англии произошел государственный переворот. Король Яков II Стюарт, проводивший абсолютистскую политику, бежал из страны. Королевский престол занял Вильгельм Оранский. С этого момента в Англии установилась конституционная монархия. Буржуазия и новое дворянство получили доступ к власти, и они могли руководить деятельностью правительства через парламент. Однако Билль о правах сохранил королевскую власть и участие в законодательстве, а существующая избирательная система с гнилыми местами все еще действовала. Джон Локк приветствовал переворот 1688 года. Для ее обоснования и теоретического обоснования новой общественно-политической системы он опубликовал свой труд два трактата О государственном управлении, в котором изложил свои политические взгляды. Первая из них была целиком посвящена критике учения о всемогуществе короля и божественном происхождении его власти, самым выдающимся выразителем которой в Англии XVII века был Роберт Филмер. Во втором трактате Локк развивает свою политическую теорию.

Доктрина государства

Эта доктрина, упомянутая в первом абзаце настоящей главы, начиналась с вопроса о происхождении государства. По словам Локка, до его появления люди находились в естественном состоянии. В догосударственном обществе нет войны всех против всех, как это замечено у Гоббса. Индивидуумы могут свободно распоряжаться своей личностью и своей собственностью. Но, как известно, в естественном государстве нет органов, которые могли бы беспристрастно разрешать споры между людьми, наказывать виновных в нарушении естественных законов и т. д. Все это создает обстановку неопределенности, жизнь людей нестабильна, и становится возможным посягательство на естественные права людей. Для достижения этих целей люди соглашаются сформировать политическое сообщество и создать государство. Особенно Джон Локк подчеркивает момент согласия, высказывая мнение, что всякое мирное образование государства было основано на согласии народа. Локк объявляет всякое другое подчинение государственной власти насилием, которое не порождает никакого права. Поэтому она не признает завоевание первопричиной государства.

Исходя из идей Локка, я рассматриваю государство как совокупность независимых индивидов, объединенных в одно целое под защитой своего собственного установленного общего права, создающих суд для разрешения конфликтов между ними и политической властью с целью сохранения их собственности. Это определение ясно показывает характерный для либералов индивидуализм, отражавший характер буржуазного государства. Государство отличается от всех других форм коллективизма тем, что оно воплощает в себе политическую власть, то есть право создавать законы для общего блага. При добровольном строительстве государства люди с предельной точностью измеряют объем власти, которую они затем передают государству. О полном отказе индивидов от всех их естественных прав и свобод в пользу государства (что имело место в учении Т. Гоббса) Джон Локк не говорит. Государство получает лишь столько власти, сколько необходимо для достижения главной цели политического сообщества. Она заключается в том, что каждый человек может сохранить и обеспечить свои гражданские интересы: жизнь, здоровье, свободу и т. д. Все эти вещи Джон Локк называл собственностью. Особое внимание он уделял частной собственности, считая ее естественным правом. Локк развивал идею права буржуазной частной собственности, чтобы защитить это право как от посягательств государства, так и от посягательств бедных классов.

Согласно точке зрения Локка, государство должно управляться по воле большинства. Из этого следует, что каждый вступивший в государство передает принадлежащую ему власть большинству. Это условие он считает важным элементом общественного соглашения. Только при условии представительства возможно существование правительства. Это большинство может решать и действовать за весь народ.

Очень большие надежды Джон Локк возлагал на законность и закон. В нем он видел главное средство к обеспечению собственности и инструмент сохранения свободы личности. Но закон является не любым предписанием, исходящим от гражданского общества в целом. Титул закона имеет лишь тот акт, который указывает разумному существу поведение, соответствующее его интересам и служащее общему благу. Если такой нормы-указания предписание в себе не содержит, оно не может считаться законом. Кроме того, по Локку, закону обязательного должны быть присущи стабильность и долговременность действия.

По Локку мы различаем три власти в государстве:

  • Законодательную;
  • Исполнительную;
  • Федеративную.

Законодательную власть он считает верховной, неприкосновенной, но никак не абсолютной. Она обладает правом создавать законы. Другие власти должны подчиняться ей, но это не значит, что они должны быть пассивными и не оказывать на нее никакого влияния. При этом всякая власть должна править согласно законам, провозглашенным народом. Законодательная власть должна принадлежать высшему законодательному органу — парламенту, который должен периодически собираться для принятия законов. Он не должен работать постоянно, а только по мере надобности. Сам парламент состоит из палаты общин и палаты лордов, и такая структура законодательной власти закрепляет компромисс буржуазии с дворянством.

Федеративная власть тоже сосредотачивалась в руках короля. Она менее способна руководствоваться постоянными законами, потому что внешние взаимоотношения зависят от действий иностранцев и трудно поддаются регулированию законом. Локк отмечал, что федеративная власть отделяется от законодательной, но вместе с исполнительной властью они почти всегда объединены и их вряд ли следует разделять и передавать одновременно в руки различных лиц.

О судебной власти Джон Локк конкретно ничего не говорит, хотя вопрос об ее организации очень остро стоял в его время. Можно только предположить, что судебная власть поглощается исполнительной властью.

Мне хотелось бы упомянуть еще об одном важном открытии Локка — о народном суверенитете. Он ставил суверенитет народа значительно выше суверенитета созданного ими государства. Если большинство народа решает положить предел наглости нарушивших общественный договор правителей, то вооруженное народное восстание с целью вернуть государство на путь свободы, закона, движения к общему благу будет совершенно правомерным.

О формах государственного устройства

Вопрос о форме государства также представлял большой интерес для Джона Локка. Но он не отдавал особого предпочтения ни одной из уже известных форм. Его личные симпатии тяготели скорее к монархии (монархии). Это он считал наиболее приемлемой и простой формой правления, и она соответствовала простой жизни народа. У государства были простые функции, народ казался более добродетельным, а монархия не была развращена. Не исключая возможности промежуточных форм, для Локка было важнее всего, чтобы любая форма государства вырастала из общественного договора и добровольного согласия людей, чтобы она имела надлежащую структуру правлени, защищала естественные права и свободы личности, заботилась об общем благе всех. Абсолютная монархия вообще не признавалась ими как форма гражданского правления. Абсолютный монарх посягает на свободу и собственность, и никто не защищен от нарушения его прав. Для защиты естественных прав, по мнению Локка, наиболее подходит конституционная монархия.

Он также не возражал против наследственной монархии при условии, что власть короля будет ограничена и станет символом государства. Локк также понимал, что нет таких форм, которые были бы застрахованы от превращения в тиранию — форму правления, устанавливаемую силой. Правительство начинает действовать, игнорируя закон и всеобщее согласие, обходя установленные в государстве законы. Из-за этого народ страдает и нормальное управление страной прекращается.

Заключение

Учение Джона Локка о государстве было классическим выражением идеологии ранних буржуазных революций со всеми ее сильными и слабыми сторонами. Многие из его идей были использованы идеологами американской и Французской революций. Американская Декларация независимости написана Джефферсоном на языке второго трактата Джона Локка. Теория разделения властей, разработанная Монтескье и другими теоретиками после Локка, также оказала большое влияние на развитие буржуазной идеологии и конституций. Многие теоретические формулировки Локка были развиты в общественном договоре Руссо. От него Руссо берет идею общественного договора и идею неотчуждаемых естественных прав. Исходя из них, Руссо пришел к гораздо более демократичным выводам.

Локк, Джон

Скачать материал (0.02 Мб)

Скачать материал

План Введение 1 Биография 2 Философия 3 Педагогические идеи 4 Политика 5 Библиография 6 Важнейшие сочинения 7 Интересные факты Список литературы

Введение

Джон Локк (англ. John Locke; 29 августа 1632, Рингтон, Сомерсет, Англия — 28 октября 1704, Эссекс, Англия) — британский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма. Способствовал распространению сенсуализма. Его идеи оказали огромное влияние на развитие эпистемологии и политической философии. Он широко признан как один из самых влиятельных мыслителей Просвещения и теоретиков либерализма. Письма Локка произвели воздействие на Вольтера и Руссо, многих шотландских мыслителей Просвещения и американских революционеров. Его влияние также отражено в американской Декларации независимости.

Теоретические построения Локка отметили и более поздние философы, такие как Давид Юм и Иммануил Кант. Локк был первым философом, который выражал личность через непрерывность сознания. Он также постулировал, что ум является «чистой доской», то есть вопреки декартовской философии Локк утверждал, что люди рождаются без врожденных идей, и что знание вместо этого определено только опытом, полученным чувственным восприятием.

1. Биография

Родился 29 августа 1632 года в небольшом городке Рингтон на западе Англии, близ Бристоля, в семье провинциального адвоката.

В 1646 году по рекомендации командира его отца (который во время гражданской войны был капитаном в парламентской армии Кромвеля) зачислен в Вестминстерскую школу. В 1652 году Локк, один из лучших учеников школы, поступает в Оксфордский университет. В 1656 году получает степень бакалавра, а в 1658-м — магистра этого университета.

В 1667 году Локк принимает предложение лорда Эшли (впоследствии графа Шефтсбери) занять место домашнего врача и воспитателя его сына и затем активно приобщается к политической деятельности. Приступает к созданию «Посланий о веротерпимости» (опубликованы: 1-е — в 1689 г., 2-е и 3-е — в 1692 г. (эти три — анонимно), 4-е — в 1706 г., уже после смерти Локка).

1668 год — Локка избирают членом Королевского общества, а в 1669 году  — членом его Совета. Главными областями интересов Локка были естествознание, медицина, политика, экономика, педагогика, отношение государства к церкви, проблема веротерпимости и свобода совести.

1671 год — решает осуществить тщательное исследование познавательных способностей человеческого разума. Это был замысел главного труда ученого — «Опыта о человеческом разумении», над которым он работал 16 лет.

1672 и 1679 — Локк получает различные видные должности в высших правительственных учреждениях Англии. Но карьера Локка напрямую зависела от взлетов и падений Шефтсбери. С конца 1675 г. до середины 1679 г. из-за ухудшения здоровья Локк находился во Франции.

В 1683 году Локк вслед за Шефтсбери эмигрирует в Голландию. В 1688—1689 годах наступила развязка, положившая конец скитаниям Локка. Совершилась Славная революция, Вильгельм III Оранский был провозглашен королем Англии. Локк участвовал в подготовке переворота 1688 г., находился в тесном контакте с Вильгельмом Оранским и оказывал на него большое идейное влияние; в начале 1689 г. он возвращается на родину.

В 1690-х наряду с правительственной службой Локк вновь ведёт широкую научную и литературную деятельность. В 1690 г. издаются «Опыт о человеческом разумении», «Два трактата о правлении», в 1693 г. — «Мысли о воспитании», в 1695 г. — «Разумность христианства».

28 октября 1704 года умер от астмы в загородном доме своего друга леди Дэмерис Мэшем.

2. Философия

Основой нашего познания является опыт, который состоит из единичных восприятий. Восприятия делятся на ощущения (действия предмета на наши органы чувств) и рефлексии. Идеи возникают в уме в результате абстрагирования восприятий. Принцип построения разума как «tabula rasa», на которой постепенно отражается информация от органов чувств. Принцип эмпирии: первичность ощущения перед разумом.

3. Педагогические идеи

Был одним из основоположников эмпирико-сенсуалистической теории познания. Локк считал, что у человека нет врождённых идей. Он рождается будучи «чистой доской» и готовым воспринимать окружающий мир посредством своих чувств через внутренний опыт — рефлексию.

«Девять десятых людей делаются такими, какими они есть, только благодаря воспитанию». Важнейшие задачи воспитания: выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование. Цель воспитания — воспитание джентльмена, умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно, предприимчивого человека, утончённого в обращении. Конечную цель воспитания Локк представлял в обеспечении здорового духа в здоровом теле («вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире»)[1].

Разработал систему воспитания джентльмена, построенную на прагматизме и рационализме. Главная особенность системы утилитаризм — каждый предмет должен готовить к жизни.

Воспитание джентльмена включает (все составляющие воспитания должны быть взаимосвязаны):

  • Физическое воспитание: способствует развитию здорового тела, выработки мужества и настойчивости. Укрепление здоровья, свежий воздух, простая пища, закаливание, строгий режим, упражнения, игры.

  • Умственное воспитание должно подчиняться развитию характера, формирования образованного делового человека.

  • Религиозное воспитание необходимо направлять не на приучения детей к обрядам, а на формирования любви и почтения к Богу, как высшему существу.

  • Нравственное воспитание — воспитать способность отказывать себе в удовольствиях, идти наперекор своим склонностям и неуклонно следовать советам разума. Выработка изящных манер, навыков галантного поведения.

  • Трудовое воспитание заключается в овладении ремеслом (столярным, токарным). Труд предотвращает возможность вредной праздности.

Основной дидактический принцип — в обучении опираться на интерес и любознательность детей. Главным воспитательным средством являются: пример и среда. Устойчивые положительные привычки воспитываются ласковыми словами и кроткими внушениями. Физические наказания применяются только в исключительных случаях дерзкого и систематического неповиновения. Развитие воли происходит через умение переносить трудности, чему способствуют физические упражнения и закаливание.

Содержание обучения: чтение, письмо, рисование, география, этика, история, натурфилософия, хронология, бухгалтерия, родной язык, Французский язык, латинский язык, арифметика, геометрия, астрономия, фехтование, верховая езда, танцы.[2]

Философские, социально-политические и педагогические идеи Джона Локка составили целую эпоху в становлении педагогической науки. Его мысли были развиты и обогащены передовыми мыслителями Франции XVIII века, нашли продолжение в педагогической деятельности Иоганна Генриха Песталоцци и русских просветителей XVIII века, которые устами М. В. Ломоносова называли его в числе «премудрых человечества учителей»[3].

4. Политика

  • Естественное состояние — состояние полной свободы и равенства при распоряжении своим имуществом и своей жизнью. Это состояние мира и доброжелательности. Закон природы предписывает мир и безопасность.

  • Естественное право — право на частную собственность; право на действия, на свой труд и на его результаты.

  • Сторонник конституционной монархии и теории общественного договора.

  • Локк — теоретик гражданского общества и правового демократического государства (за подотчетность короля и лордов закону).

  • Первым предложил принцип разделения властей: на законодательную, исполнительную и федеративную. Федеративная власть занимается объявлением войны и мира, дипломатическими вопросами и участием в союзах и коалициях.

  • Государство создано для гарантии естественных прав (свобода, равенство, собственность) и законов (мир и безопасность), оно не должно посягать на эти права, должно быть организовано так, чтобы естественные права были надежно гарантированы.

  • Разрабатывал идеи демократической революции. Локк считал правомерным и необходимым восстание народа против тиранической власти, посягающей на естественные права и свободу народа.

Наиболее известен разработкой принципов демократической революции. «Право народа на восстание против тирании» наиболее последовательно развито Локком в работе «Размышления о славной революции 1688 года».

5. Библиография

  • Мысли о воспитании. 1691…что изучать джентельмену.1703.

  • Те же «Мысли о воспитании» с испр. замеченных опечаток и работающими сносками

  • Исследование мнения отца Мальбранша…1694.Замечания к книгам Норриса…1693.

  • Письма.1697-1699.

  • Предсмертная речь цензора. 1664.

  • Опыты о законе природы. 1664.

  • Опыт веротерпимости. 1667.

  • Послание о веротерпимости. 1686.

  • Два трактата о правлении. 1689.

  • Опыт о человеческом разумении (1689)(перевод: А. Н. Савина)

  • Элементы натуральной философии.1698.

  • Рассуждение о чудесах.1701.

  • Государство

6. Важнейшие сочинения

В Викицитатнике есть страница по теме Локк, Джон

  • Письма о веротерпимости (A Letter Concerning Toleration) (1689).

  • Опыт о человеческом разумении (Essay Concerning Human Understanding) (1690)

  • Второй трактат о гражданском правлении (The Second Treatise of Civil Government) (1690).

  • Некоторые мысли о воспитании (Some Thoughts Concerning Education) (1693).

7. Интересные факты

  • Локк стал одним из основателей «Договорной» теории происхождения государства.

  • Локк первым сформулировал принцип «Разделения властей» на законодательную, исполнительную и федеральную.

  • Именем Джона Локка назван один из ключевых персонажей известного телесериала «Остаться в живых».

  • Также фамилию Локк в качестве псевдонима взял один из героев цикла фантастических романов Орсона Скотта Карда об Эндере Уиггине. В русском переводе англоязычное имя «Locke» неверно передано как «Локи».

  • Также фамилию Локк носит главный герой в фильме Микеланджело Антониони «Профессия: репортер» 1975 года

Литература

  • Заиченко Г. А. Объективность чувственного знания: Локк, Беркли и проблема «вторичных» качеств // Философские науки. — 1985. — № 4. — С. 98-107.

Ссылки

  • Страница Джона Локка в библиотеке «Философия и атеизм»

  • Локк, Джон в Электронной библиотеке по философии

  • Локк Дж. Сочинения в 3 томах (с данными для цитирования)

  • Джон Локк «Второй трактат о правлении» (Опыт об истинном происхождении, области действия и цели гражданского правления)

  • Соловьёв Э. Феномен Локка

Список литературы:

  1. Джуринский А. Н. История зурубежной педагогики: Учебное пособие.- М., 1998.

  2. Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты. — М., 2003. — С.71

  3. История педагогики и образования: От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений/ Под редакцией А. И. Пискунова.- М.,2001.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Локк,_Джон

image Листать вверх Листать вниз Получить код Скачивание материала начнется через 51 сек.Скачать материал (0.02 Мб)Скачать материал (0.02 Мб)

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории история:

Онфим Паровой броненосный и миноносный флот Февральская революция 1917 года Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв. Блокада Карим-хан Кодекс Каролины 125128125107125106125100125094125088125085

image

X Код для использования на сайте: X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий