«Я трижды должен был погибнуть». Самые яркие эпизоды биографии «короля сырков» Бориса Александрова

imageАлександров Александр Васильевич (1883—1946), композитор.

Родился 13 апреля 1883 г. в селе Плахине Рязанской губернии в крестьянской семье.

С 1918 г. Александров работал преподавателем в Московской консерватории. Имя Александрова теснейшим образом связано с деятельностью созданного им в 1928 г. Ансамбля песни и пляски Красной армии (ныне Ансамбль песни и пляски Российской армии имени А. В. Александрова), которым он руководил до конца жизни. Коллектив, состоявший поначалу из участников самодеятельности, вскоре достиг высокого профессионального уровня, завоевав огромную популярность в СССР и за рубежом.

В репертуаре важное место занимал жанр музыкально-литературного монтажа. Главная роль в нём принадлежала песне, которая органично дополнялась литературными и танцевальными номерами.

Ансамбль много гастролировал по стране, в том числе во время Великой Отечественной войны. «Где бы ни появлялся коллектив, он своими песнями и плясками поднимал настроение и способствовал подъёму в работе», — вспоминал Александр Васильевич. Следуя традициям русской музыкальной классики, композитор создал походные, шуточные, плясовые песни, частушки, уделял много внимания обработке фольклора.

Александров — автор песни «Священная война» на слова В. И. Лебедева-Кумача, ставшей поистине народной («Вставай, страна огромная, / Вставай на смертный бой…»). Впервые она была исполнена в начале июля 1941 г. на Белорусском вокзале, откуда отправлялись прямо на фронт воинские эшелоны.

В 1943 г. Александров, наряду с Д. Д. Шостаковичем, А. И. Хачатуряном и другими композиторами, работал над гимном СССР. Стихи Г. Эль-Регистана и С. В. Михалкова были положены именно на его музыку.

Скончался 8 июля 1946 г. в Берлине.

Еще по теме:

Комментарии:

12 октября 1928 г. состоялось первое выступление Ансамбля песни и пляски Красной Армии, позже получившего имя своего великого основателя — Александра Васильевича Александрова.

В честь 85-летия Ансамбля Александрова «РГ» нашла несколько интересных фактов из его истории и современности.

1. Ансамбль песни и пляски объездил почти весь мир, побывав более чем в 60 странах. При этом, у музыкантов в погонах есть добрая традиция: куда бы они ни приехали с концертом, в программе обязательно есть композиция на языке хозяев.

2. Ансамбль всегда ставил одной из своих главных задач поднятие боевого духа русского солдата. Более 1500 выступлений на счету Ансамбля во время Великой Отечественной войны, причем давались они полным составом и непосредственно в действующих войсках. Не отступал от традиций коллектив и в последующие годы, выезжая с концертами в «горячие» точки — Югославию, Афганистан, Приднестровье и другие.

3. Число произведений в репертуаре Ансамбля уже перевалило за две тысячи. Коллектив не стоит на месте, и среди этих композиций уже давно появились не только военные и народные песни, но и хиты поп- и рок-музыки.

4. Alexandrovtsy, как иногда называют за рубежом Ансамбль Александрова, широко известен и популярен за пределами России. Поющие военные давали концерты в самых неожиданных местах и по самым неожиданным поводам. Чего стоит одно только выступление в Ватикане по случаю дня рождения Иоанна Павла II.

5. Накануне своего 80-летия Ансамбль Александрова давал концерты в честь 10-летия подписания Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Организацией Североатлантического Договора и Российской Федерацией. Один из концертов проходил в Брюсселе, и незадолго до него у руководства Ансамбля появилась интересная идея — провести концерт прямо в Штабе НАТО. Выступление бывшего противника с другой стороны «железного занавеса» имело оглушительный успех, а западные дипломаты назвали хор «самым сильным оружием русской армии, с которым никакое железо не сравнится».

читайте также—> Ансамбль Александрова будет претендовать на участие в «Евровидении»

6. Размер и состав Ансамбля за 85 лет существования претерпевал значительные изменения. В первом выступлении принимали участие всего 12 человек (уже тогда среди них было два танцора). К 1948 году штат вырос до 313 человек. А на сегодняшний день он составляет чуть более половины от этого числа.

7. Прежде чем стать создателем одного из символов Красной Армии, Александр Александров учился и работал в церковных хорах, в частности в Казанском соборе и Храме Христа Спасителя. В его творчестве также соседствовали отголоски разных эпох и идеологий, например, песня «Святое Ленинское знамя» и произведение «Хвалите имя Господне».

8. Александр Васильевич известен не только как многолетний руководитель Ансамбля, но и как один из величайших советских композиторов. Среди важнейших его произведений — воодушевляющая песня «Священная война», гимн СССР и России.

9. Помимо Ансамбля, гордое имя Александра Васильевича Александрова носят государственный концертный зал в Москве, награды Министерств культуры и обороны, школа в Рязанской области. А в апреле этого года, в честь 130-летия композитора, в Москве открыли монумент работы скульптора Таратынова и архитектора Корси.

image Монумент основателю Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии Александру Александрову в Москве. Фото:Валерий Мельников / РИА Новости www.ria.ru

10. С Ансамблем песни и пляски Российской армии связала свою жизнь целая династия Александровых. После Александра Васильевича, 18 лет руководившего коллективом, его художественным руководителем на 41 год стал его сын Борис Александрович. Два других сына Александра Александрова — Александр и Владимир — были дирижерами и руководителями оркестра.

Культура Музыка Общество История РГ-Дайджест

Categories:
  • 0″ ng-click=»catSuggester.reacceptAll()»> Cancel
115 лет назад родился президент Академии наук СССР Анатолий Александров

 Легендарный академик Александров являлся одной из ключевых фигур советской ядерной программы. Он трижды  удостоен звания Героя Социалистического Труда, награжден девятью (!)  орденами Ленина, стал лауреатом нескольких Сталинских, Ленинской  и Государственной премий. В 1975 году его избрали президентом Академии  наук СССР. У этого выдающегося человека была тайна, которую он долгое  время не рассказывал даже самым близким людям. Ведь если бы о ней стало  известно властям, судьба Александрова, вероятно, сложилась бы печально. 

В годы Гражданской войны он служил у белых — был в армии барона Врангеля.

— Вскоре после аварии  на Чернобыльской АЭС к нам в гости пришел руководитель советской атомной  промышленности Ефим Славский, — вспоминал  заведующий отделом Института молекулярной генетики РАН доктор биологических наук Александр Александров. — Перед этим они с отцом были в Чернобыле  и делились за столом впечатлениями. В частности, рассказали, что когда  ехали на машине по какой-то местности, Славский вспомнил: «В Гражданскую  я был красноармейцем, мы здесь наступали». На что отец ответил:  «А я тогда сидел с пулеметом вот на той водокачке». 

На этом снимке Анатолий Александров запечатлен с сыном Александром

Во времена горбачевской перестройки уже можно было говорить о таких вещах. 

— Как он оказался в Белой гвардии?

 — С другом возвращался с дачи. По дороге на железнодорожной  станции  встретили знакомого офицера. Тот сообщил, что город  захвачен красными, и если ребята настоящие патриоты, то должны ехать  на юг вступать в ряды Белой гвардии. Тогда, в 1919 году, отцу было всего  16 лет. Он получил погоны юнкера, два года воевал.

 Когда Красная армия заняла Крым, Александров оказался среди тысяч  солдат и офицеров, попавших в плен. Чудом избежал казни. Группу  арестованных, в которую он попал, посадили под замок, а затем по одному  вызывали на допрос. Было слышно, что после каждого такого вызова  на улице раздавались выстрелы — людей расстреливали. Дошла очередь  до отца. Женщина-комиссар, которая записывала фамилии обреченных,  смилостивилась над ним, совсем еще молоденьким, высоким, стройным,  симпатичным парнем, — молча показала глазами на одну из дверей. Так папе  удалось бежать.

— Кем были родители академика Александрова?

 — Отец Петр Павлович служил в суде. В дореволюционные времена людей его  профессии уважали — за честность и объективность. Он приучил сына  соблюдать важное правило: никогда не судить о поступке человека,  не выслушав обе стороны конфликта. Эту заповедь и я соблюдал всю жизнь,  она ни разу меня не подвела.

 Мой отец почти не помнил свою маму. Элла Эдуардовна умерла, когда ему  было три года. Он был третьим, самым младшим, ребенком в семье. После  смерти матери воспитанием детей в основном занималась бабушка  по материнской линии Анна Карловна. Она не очень хорошо говорила  по-русски, так как ее родной язык немецкий. Естественно, мой отец, его  старшие брат Борис и сестра Валерия выучили немецкий в совершенстве.  Кстати, папа свободно  владел и английским.

После спасения отец устроился учителем физики в школу, хотя был лишь на несколько лет  старше своих учеников. Платили мало, времена были голодные, и они  с друзьями подрабатывали: устраивали публичные лекции по физике и химии,  организовали электротехническое бюро, позволявшее брать заказы  на монтаж электропроводки в домах, ремонт лифтов… 

Отцу непросто было совмещать  работу в школе и учебу, поэтому самостоятельно изучил вузовскую  программу и экстерном сдал экзамены за все курсы. После получения  диплома предстояло отбыть в военные лагеря. Там отец подружился с другим  выпускником — будущим академиком Владимиром Тучкевичем, который помог  ему стать сотрудником Радиевого института.

Закончилось тем, что группа,  в которую входил отец, получила приглашение перейти в Ленинградский  физико-технический институт, которым руководил Иоффе.

 Их поселили в Доме ученых — он размещался в бывшем дворце дяди  императора Николая II великого князя Владимира Александровича. Несколько  коек, в том числе моего отца, стояли в кабинете великого князя.  Во дворце было ужасно холодно — помещения не отапливались. По ночам  бегали крысы. С питанием дела обстояли тоже неважно. Впрочем, быт  не очень-то беспокоил отца — он с утра до позднего вечера трудился  в лаборатории.

— С вашей мамой он познакомился в Ленинграде?

 — Нет, в Киеве. Летом 1933 года поехал в отпуск на родину и там  оказался в одной компании с Марианной Балашовой. Влюбился,  но сомневался, делать ли предложение — он был старше своей избранницы  на восемь лет. Подруга Марианны и давняя знакомая моего отца Елена  Регель оставила мемуары, где описала, как Анатолий поделился с ней  своими сомнениями. Регель ответила: «Между моими отцом и мамой как раз  такая же разница в летах, и живут они душа в душу». Вскоре Анатолий  и Марианна отпраздновали свадьбу, уехали в Ленинград.

— Где они поселились?

 — В одном из зданий института. Там я появился на свет. Получилось так,  что отцу пришлось самому принять роды — благо мама не теряла  самообладания, давала нужные советы. Это произошло ночью. В здании  больше никого не было. Папа дважды вызывал по телефону «скорую». Пока  врачи приехали, я родился. Отец даже сам пуповину перерезал.

 Когда мама была беременной, друзья шутили, что у нее обязательно будет  двойня — Ваня и Маня. После родов папа рассылал родственникам и друзьям  телеграммы: «Манька не состоялась, Ванька кланяется». Но мне дали другое  имя — Александр, в честь маминого отца. Тем не менее все называли меня  Иваном. Причем не только дома, но и в школе, а потом и в институте.

  Папа в те предвоенные годы много работал по заявкам флота. Например,  моряки-подводники попросили что-то придумать для преодоления особых  препятствий — металлических сеток, которые начали устанавливать  на входах в порты, чтобы не дать возможности проникнуть туда подводным  лодкам. 

Отец  создал специальный электрический резак, который рассекал такие сетки.  Но самая значимая разработка — это метод защиты кораблей от магнитных  мин. Ее завершили как раз накануне войны. За эту работу весной 1942 года  отец вместе с коллегами был удостоен Сталинской премии первой степени. 

*Александров трижды удостоен звания Героя Социалистического Труда, награжден девятью орденами Ленина

— В советские времена причитающиеся в таких случаях деньги принято было как бы добровольно жертвовать государству…

 — Вероятно, часть суммы отцу все же выплатили — сохранились  воспоминания о том, как он раздавал деньги коллегам. Как бы там ни было,  но после присуждения премии наша семья зажиточной не стала. Когда  в эвакуации в Казани летом 1943 года родился мой брат Петр, мы жили  впроголодь. Чтобы было с чем встретить жену из роддома, отец подстрелил  несколько грачей из охотничьего ружья, что-то там из них приготовил.  Из-за недоедания мама тогда весила всего 42 килограмма, у нее не было  молока. Младенца начали кормить сладким чаем, но это был не выход.  И тогда папа попросил Иоффе предоставить ему отпуск на пару недель. Вся  семья отправилась за город в детский лагерь, принадлежавший Академии  наук. Отец тогда занимался тематикой, связанной со взрывами, поэтому  смог раздобыть тол, бикфордов шнур, детонаторы. В селе глушил рыбу.  Лещей меняли на продукты. Петю кормили коровьим молоком. Отец говорил,  что эти две недели хорошего питания спасли жизнь его жене и ребенку.  Хорошо еще, что тогда папа был с нами, ведь во время войны он месяцами  находился в командировках.

 Как раз в 1943 году развернулись работы по атомному проекту. Научным  руководителем создания ядерного оружия назначили Игоря Курчатова,  и он пригласил к себе моего отца.

— Вскоре после окончания войны в опалу попал всемирно известный ученыйПетр Капица   — на него ополчился сам Лаврентий Берия. Капица лишился должности  директора Института физических проблем, на это место назначили  Александрова.

 — Отец попытался отделаться от этой должности довольно оригинальным  образом. Ему предстоял разговор с Берией по вопросу назначения. Приехав  из Ленинграда в Москву, папа… купил на вокзале бутылку водки, побрызгал  ею одежду и прополоскал рот, но не глотал. Наивно полагал, что это ему  поможет. Во время встречи с Лаврентием Павловичем посетовал: «У меня  серьезная слабость — выпиваю». Берия рассмеялся: «Анатолий Петрович, мне  известно, где вы купили водку и что с ней сделали». Дальше отказываться  было бесполезно. Отец стал директором института, мы переехали в Москву.

— Что изменилось в жизни семьи?

 — Нам предоставили двухэтажную квартиру — как в Англии. Дело в том, что  одно из условий, на которых Капица согласился в 1930-е вернуться  из Кембриджа на родину, было строительство квартир на английский манер  для сотрудников института. Нашими соседями были такие выдающиеся ученые,  как Лев Ландау, Александр Шальников…

 Когда Капица перебрался из Москвы на дачу (точнее, его туда отправили),  нам предоставили его особняк, расположенный на территории института.  Это просторный двухэтажный дом с большим количеством комнат площадью  около 200 квадратных метров. К отцу в то время была приставлена  круглосуточная охрана. Для сменявших друг друга офицеров в нашем доме  выделили отдельную комнату.

— Как получилось, что в начале 1950-х Александров занялся созданием реакторов для атомных подводных лодок?

  — Это нужно было делать, вот он и взялся, тем более что и раньше  работал с флотом. Кстати, реакторы, которыми оснастили подлодки, затем  поставили на первые советские атомные ледоколы «Ленин», «Арктика»…

 — Отец прожил без малого 91 год. До самой смерти оставался верным отдыху  на реке. Но когда он стал совсем пожилым человеком, мы уже проводили  отпуск в палатках на каком-либо из островов Волги — от Волгограда  до Астрахани. Питались рыбой, которую ловили. По мере необходимости  ездили в ближайший поселок за хлебом и другими продуктами.

— Как ваш отец воспринял предложение занять пост президента Академии наук СССР?

 — Он пытался отказаться. Но начальство твердило «надо», приезжали делегации ученых. Пришлось согласиться.

— Академика Александрова выпускали за границу?

 — Он ездил за рубеж на международные конференции, конгрессы, но не на отдых.

— А где он предпочитал проводить отпуск?

 — Как в молодости — на реке. Вся наша семья прошла с ним Днепр  от истоков до устья в Херсоне. Например, в один год стартовали  в Белоруссии и завершали водный поход в Киеве. На следующее лето шли  от Киева до Днепропетровска. Пройдя намеченный участок, лодку продавали  за полцены или вообще бросали, а через год покупали другую.

 Отец прожил без малого 91 год. До самой смерти оставался верным отдыху  на реке. Но когда он стал совсем пожилым человеком, мы уже проводили  отпуск в палатках на каком-либо из островов Волги — от Волгограда  до Астрахани. Питались рыбой, которую ловили. По мере необходимости  ездили в ближайший поселок за хлебом и другими продуктами.

— Не могу не задать последний вопрос: реакторы чернобыльского типа были спроектированы под руководством вашего отца…

 — Когда на Чернобыльской АЭС произошла авария, он очень тяжело болел  гриппом — трудно было даже голову поднять. Мама лежала в больнице  с инсультом. Из-за этого отец не смог с первых дней участвовать  в ликвидации последствий аварии. Но после выздоровления много трудился  в Чернобыле. Произошедшее на ЧАЭС он воспринимал как личную трагедию.  Признавал: реактор имел конструктивные недостатки, но все же не они  привели к взрыву. Склонялся к тому, что главной причиной аварии стали  просчеты в управлении станцией.

 Подробнее об отце можно прочесть в книге моего брата Петра «Прямая речь».

Buy for 30 tokens Journal information Current price30 LJ Tokens Social capital Friends of Duration24 hours Minimal stake30 LJT Rules View all available promo СПИСОК РЕГИОНОВ, в которых введён режим строгой самоизоляции Москва, Московская область, Санкт- Петербург, Республика Адыгея, Архангельская область, Белгородская область, Вологодская область, Волгоградская область, Иркутская область, Калининградская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область,… Полное имя: Григорий Васильевич Александров Дата рождения: 23 января 1903 г. Знак зодиака: Водолей Место рождения: Екатеринбург Дата смерти: 16 декабря 1983 г. Возраст: 80 лет Деятельность: актёр немого кино, кинорежиссёр, сценарист, педагог Семейное положение: Был женат Супруг(а): Любовь Орлова (1933-1975 гг.), Галина Крылова, Ольга Иванова Дети: Дуглас Григорьевич Александров Отец: Василий Григорьевич Мормоненко Мать: Анфуса Григорьевна Мормоненко

Григорий Александров — биография

Никто не удивлялся, когда режиссеры перед прокатом нового фильма отрывали от пиджака Григория Александрова пуговицу — на удачу. Его считали счастливчиком: 30 лет успеха! Но что за этим скрывалось на самом деле? Гриша Мормоненко… Как с таким именем идти в кино? Вот и обитал паренек всегда где-то около — был то помощником реквизитора, то рассыльным, то ассистентом режиссера. Но однажды взял и поменял фамилию. А вместе с фамилией — и жизнь! Родился Гриша Мормоненко 23 января 1903 года в Екатеринбурге в семье Василия Григорьевича и Анфусы Григорьевны. Григорий был талантлив. Он играл на скрипке, гитаре, губной гармошке. Любил искусство и подражал классикам — например, как Маяковский, предпочитал гулять босиком. А когда узнал, что в его родном Екатеринбурге открывают режиссерские курсы, не раздумывая на них записался. По окончании курсов ему доверили руководство фронтовым театром, гастролировавшим по Уралу. Правда, разгуляться творческому человеку там было негде. Ночью пишешь пьесу, днем ее репетируешь, а вечером уже показываешь зрителю. И так по кругу! Среди товарищей Григорий больше всего сдружился с Иваном Пырьевым — будущим кинорежиссером. Вместе они в 1921 году оказались на спектакле гастролировавшего Московского художественного театра. После представления им удалось пообщаться с актерами. Те так захватывающе рассказывали о возможностях столичной жизни, что Пырьев с Александровым решили рвануть в Москву. Учебное заведение Григорий и Иван выбирали по принципу: чтобы имелись бесплатное питание и общежитие. В итоге в 1921 году они поступили в Московский первый рабочий театр Пролеткульта.

Актерская биография

Здесь Александров познакомился с Сергеем Эйзенштейном. Сергей был на несколько лет старше Григория и казался ему мудрым наставником. Именно в его постановках Григорий впервые вышел на сцену: начинал он как актер. С 1924 года снимался в первых киноработах Эйзенштейна. В 1927-м, когда должна была состояться премьера кинофильма «Октябрь», где соавтором был Григорий Александров, в монтажной раздался телефонный звонок. На том конце провода сообщили: «Ждите, едет товарищ Сталин!» Новость шокировала всех, а Эйзенштейн предпочел поскорее ретировался. Александрову пришлось принимать высокопоставленного гостя в одиночку. Он продемонстрировал тому несколько отрывков из фильма, после чего Иосиф Виссарионович заявил: «Фильм с Троцким показывать нельзя!» Неодобренные кадры тут же были вырезаны из кинопленки. Режиссера Сталин запомнил. Через два года благодаря его протекции Эйзенштейну и Александрову дали добро на рабочую поездку по Европе и Америке. Цель ее звучала следующим образом: обучение созданию звукового кино. В поездке коллеги еще больше сблизились. Поползли слухи: между ними явно нечто большее, чем творческий союз. Ни тот, ни другой никогда не комментировали эту тему.

Режиссер

На родину Александров вернулся новым человеком. Он осознал: быть в кадре -это не для него, куда интереснее создавать фильмы. Будучи неглупым человеком, Григорий понимал: успех в кинопрофессии возможен, если дружить с «правильными» людьми. И когда к нему по старой памяти обратился сам товарищ Сталин, режиссер ему не отказал. В 1932 году он снял для вождя киноработу «Интернационал», прославляющую саму фигуру Иосифа Виссарионовича и его политику в частности. Сталину картина понравилась. В том же году Григорий Александров взялся за съемки «Веселых ребят». Это должна была быть музыкальная комедия, которая продемонстрировала бы все, чему он научился в Голливуде. В ней планировались сложные трюки, элементы мюзик-холла и оперетты. Все задуманное получилось — по крайней мере, так казалось самому Григорию, — однако кино запретили за неимением революционных идей. Зритель смог увидеть картину только после того, как Максим Горький обратился к членам Политбюро с просьбой хотя бы одним глазком взглянуть на работу. Информация дошла до Сталина. После просмотра он оценил «Веселых ребят»: «Хорошая картина! Я как будто месяц в отпуске побывал!» После столь высокой оценки Александрова больше не трогали. На съемках «Веселых ребят» Григорий Васильевич встретил и свою будущую жену (вторую по счету) — актрису Любовь Орлову. Впоследствии он называл ее главной любовью своей жизни. За «Веселых ребят» Александров в 1934 году получил приз Венецианского кинофестиваля. Награда величайшая! Фильм поддержали зрители, творчеству режиссера симпатизировал сам Сталин — твори не хочу! И Григорий взялся за дело. Через два года он выпустил киноленту «Цирк». Только слепой не разглядел в ней неприкрытую идеологию: режиссер поставил цель представить советский образ жизни в самом выгодном свете. В 1938 году на экраны вышла «Волга, Волга», в 1940-м — «Светлый путь», а в 1947-м — музыкальная комедия «Весна». И каждый фильм имел успех! Работы Александрова стали образцами для подражания: легкая вдохновляющая музыка, добрый юмор, простые герои. Но несмотря на зрительскую любовь в кулуарах поговаривали: Григорий Александров творит, пока у него есть покровители. И действительно, когда главный из них в марте 1953 года отправился в мир иной, для режиссера начались не лучшие времена. Несколько лет после смерти вождя он ничего не снимал. А когда решился представить публике свою новую работу — картину «Русский сувенир» (1960 г.), общественность взбунтовалась: «Позор! Халтура!» Впав в уныние и депрессию, Александров взял таймаут на неопределенный срок.

Последние годы

Свою последнюю режиссерскую работу в своей биографии — фильм «Скворец и лира» — Григорий Васильевич завершил в 1974 году. Но на экраны ее так и не выпустили. Следом за творческой неудачей посыпались личные. Через несколько лет стало известно о страшном диагнозе любимой жены: рак. После ухода супруги Александров стал готовить документальный фильм о ней, но его показали уже после смерти самого режиссера. Вслед за супругой покинул этот мир и его сын от первого брака — Дуглас. Инфаркт. Григорий Васильевич в буквальном смысле обезумел от горя. Обращался к невестке Галине с одним только вопросом: «Где Дуглас?» Та отвечала: «За хлебом пошел», и только тогда Александров успокаивался. Позже, неожиданно для всех, он оформил брак с вдовой сына. Сама Галина, несмотря на обвинения в меркантильности и расчете, объясняла это тем, что ухаживает за пожилым свекром. Впрочем, у самого Александрова были на этот счет свои мотивы. Режиссер боялся, что все нажитое непосильным трудом — его архив, бумаги, книги, — перейдет в руки непутевого внука Григория-младшего. Не лучше ли все сразу переписать на Галину, человека куда более надежного?

Болезнь и смерть

Женщина получила законное наследство в 1983 году, когда Григорий Васильевич скончался в одной из московских больниц. Причиной смерти великого режиссера явилась инфекция в почках. Правда, супруга пережила его всего на несколько лет, а деньги и архив в итоге все равно попали в руки к внуку. Не понимая всей ценности того, что оставил ему дед, Александров-младший деньги растранжирил, архив выкинул на помойку, дом оставил в запустении, а сам переехал во Францию -подальше от воспоминаний.

Биография

Советский режиссер Григорий Александров сумел преодолеть идеологические преграды середины 30-х и прославился в мировой киноиндустрии. Любимец представителей власти и муж легендарной Любови Орловой начал карьеру как актер, но вовремя осознал, что создавать фильмы значительно интереснее, чем вживаться в предложенные образы.

Детство и юность

Григорий Мормоненко (настоящая фамилия режиссера) родился 23 января 1903 года в Екатеринбурге. Сведения о семье будущего актера и режиссера разнятся. Есть версия, что отец Григория работал разнорабочим, другие источники утверждают, что Александров – сын владельца гостиницы и вырос в роскоши.

image
Григорий Александров в молодости

Доподлинно известно, что к работе в театре Григорий приступил в 12 лет. Начав карьеру в оперном театре на должности разнорабочего, Александров добрался по карьерной лестнице до должности помощника режиссера. Параллельно с изнуряющей службой юноша окончил музыкальную школу и курсы режиссеров Рабоче-крестьянского театра при Губнаробразе.

Фильмы

Переезд в Москву состоялся благодаря актерам художественного театра, приехавшим в Екатеринбург на гастроли. Александров настолько был впечатлен работой коллег, что отправился в столицу повышать квалификацию.

В 1921 году Григория принимают в Первый рабочий театр. В новом коллективе молодой человек знакомится с Сергеем Эйзенштейном – режиссером, которому Александров поможет в создании театральных спектаклей и фильмов «Стачка» и «Броненосец «Потемкин».

image
Григорий Александров в фильме «Броненосец «Потемкин»

Григорий, поставивший себе цель постоянно совершенствоваться в профессии, отправляется в Голливуд. Официальной причиной командировки значилось продвижение советского кинематографа, но Александров не упустил возможности познакомиться с легендарными артистами, в число которых вошел Чарли Чаплин.

После возвращения из поездки биография режиссера разительно меняется. Тесный творческий тандем с Эйзенштейном (столь тесный, что среди киношников ходили непристойные слухи) распадается. Причина – Григорию захотелось больше творческой свободы. К тому же режиссер получил предложение от Сталина снять фильм о революции.

image
Фильм Григория Александрова «Веселые ребята»

Кинокартина получила название «Интернационал» и прошла в кинотеатрах с заметным успехом. Следующим заказом от правительства стала комедия «Веселые ребята», во время работы над которой режиссер познакомился с Любовью Орловой. После завершения проката фильм был удостоен специальной премии Венецианского кинофестиваля.

Впрочем, успехом картины Александров обязан Максиму Горькому. Комедия, созданная режиссером, не получила одобрения у Наркомата просвещения и должна была оказаться в архиве. И только влияние драматурга, настоявшего на просмотре киноленты Сталиным, спасло дело. Влиятельный политик одобрил комедию, несмотря на отсутствие партийной пропаганды.

image
Фильм Григория Александрова «Цирк»

Закрепить успех у советского народа и представителей власти Григорию помог фильм «Цирк». Изначально авторами сценария значились Илья Ильф и Евгений Петров. Но Александров, недовольный текстом, переработал идею настолько, что писатели отказались от авторства. Чтобы угодить Сталину, режиссер заметно усилил сюжетную линию, связанную с идеологией советского человека.

Первые годы Великой Отечественной войны Григорий провел в Алма-Ате (ныне Алматы), куда переправили всех сотрудников «Мосфильма» с семьями. Но уже в 1943 году режиссер возвращается в столицу. В Москве мужчину ждала новая должность.

image
Фильм Григория Александрова «Волга, Волга»

С поста среднестатистического режиссера Александров перемещается в кресло руководителя киностудии. С этого момента Григорий Васильевич практически не снимает кино, больше времени отдавая организационным вопросам.

В 1951 году Александрову предлагают должность преподавателя ВГИКа. Мужчина 6 лет вел курс по режиссуре, параллельно изучая новые сценарии и участвуя в международных киноконкурсах в качестве приглашенной звезды.

Личная жизнь

Первой женой Александрова стала актриса Ольга Иванова. Артистка прославилась благодаря работе в эстрадном коллективе «Синяя блуза». На очередном выступлении девушка заметила восхищенный взгляд молодого актера и влюбилась. В 1925 году у супругов родился ребенок — сына назвали Дуглас. Брак распался после поездки Александрова в Америку. Пока режиссер находился в командировке, Иванова завела любовника.

image
Григорий Александров и Любовь Орлова

Второй супругой Александрова стала еще неизвестная актриса Любовь Орлова. Именно Григорий сделал из супруги звезду, отдав ей главные роли в большинстве собственных фильмов. Для обоих артистов брак стал вторым по счету.

image
Григорий Александров с сыном и внуком

Окружающие удивлялись странным взаимоотношениям. Супруги спали в разных кроватях и дома общались только записками. На подобных условиях настояла Орлова по личным причинам. Завистники сплетничали, что брак фиктивный, но дневники и записки супругов, сохранившиеся в их имении (так загородный дом называл режиссер), подтверждают обратное. Александров прожил с Орловой до самой смерти возлюбленной.

Смерть

Незадолго до собственной кончины актер и режиссер женился еще раз. Теперь супругой мужчины стала вдова Дугласа Александрова. Подобный поступок шокировал общественность. Галина, так звали невестку, заботилась о пожилом человеке, который привык к женскому вниманию.

Молодая вдова привела в порядок дневники свекра, следила за приемом лекарств и готовила блюда, которые любил режиссер. Григорий Александров в ответ сделал Галину наследницей всего, что сумел заработать.

Умер актер и режиссер 16 декабря 1983 года. У пожилого мужчины отказали почки, пораженные инфекционным заболеванием. Александров умирал в одиночестве. Галина, скрасившая последние годы Григория Васильевича, находилась в зарубежной командировке. Похоронили режиссера на Новодевичьем кладбище, неподалеку от могилы Любови Орловой, которую мужчина пережил на 8 лет.

Фильмография

Актер:

  • 1923 – «Дневник Глумова», Глумов
  • 1925 – «Броненосец «Потемкин», старший офицер Гиляровский
  • 1929 – «Старое и новое», водитель трактора
  • 1938 – «Волга-волга», капитан спасательного буксира
  • 1970 – «Скворец и лира», генерал

Режиссер:

  • 1924 – «Стачки»
  • 1927 – «Октябрь»
  • 1930 – «Спящая красавица»
  • 1932 – «Да здравствует Мексика!»
  • 1934 – «Веселые ребята»
  • 1936 – «Цирк»
  • 1938 – «Первое мая»
  • 1947 – «Весна»
  • 1953 – «Великое прощание»
  • 1967 – «Десять дней, которые потрясли мир»

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий