Юрий Олеша и сестры Суок: «И от сестры и до сестры замкнулась жизнь волшебным кругом…»

Олеша, Юрий Карлович – краткая биография

Олеша, Юрий Карлович – писатель, драматург (3.3 [19.2 старого стиля] 1899, Елисаветград (ныне Кропивницкий) – 10.5.1960, Москва). Сын обедневшего польского дворянина. С 1902 жил в Одессе, там закончил в 1917 гимназию и два года изучал юриспруденцию; в 1919 пошел добровольцем в Красную армию.

Первые стихи Олеши появились в 1916; с 1921 он публиковал коммунистические агитационные стихи в Одессе, с 1922 – в Харькове, с 1923 – в Москве (больше всего писал для газеты железнодорожников «Гудок» под псевдонимом Зубило, так назывался и сборник, вышедший в 1924).

Юрий Олеша по кличке «Писатель»

В 1927 Олеша опубликовал в журнале «Красная новь» роман Зависть, который вызвал полемику и утвердил его имя в русской литературе. Все последующие произведения Олеши не обладают такой художественной силой. Из них, наряду с романом-сказкой для детей Три толстяка (1928) и рассказами, следует отметить пьесы Заговор чувств (1929, на основе романа Зависть) и Список благодеяний (1931), которую под давлением цензуры пришлось переписать. Поставленный Мейерхольдом спектакль по Списку благодеяний три сезона давал полные сборы, после чего был снят. В дальнейшем Олеша писал только рассказы и сценарии. Зависть печаталась еще в «Избранном» 1935 и 1936 годов, затем в его творчестве последовал перерыв на 20 лет.

Во время Великой Отечественной войны Олеша вместе с Одесской киностудией эвакуировался в Ашхабад, где занимался журналистикой, работал на радио и переводил с туркменского языка. С 1945 он влачил жалкое существование в Москве без права на прописку.

После XX съезда партии Олеша, о котором с 1941 по 1956 нельзя было упоминать в печати, вернулся в литературу. Его дневниковые записи появились во втором выпуске альманаха «Литературная Москва» (1956). В том же году были переизданы некоторые из его прежних произведений. В его инсценировке романа Достоевского Идиот для театра им. Вахтангова воплотилась внутренне противоречивая тема, на протяжении десятилетий волновавшая Олешу. Автобиографическая книга Ни дня без строчки, вышедшая посмертно в 1965 с помощью В. Шкловского, это – сборник интересных заметок и записей, не обнаруживающий уже творческой силы.

Более тысячи агитационных стихотворных фельетонов, написанных Олешей в течение шести лет и известных в 1920-е годы миллионам читателей, позже никогда не переиздавались. Значителен его короткий роман Зависть; это первая попытка показать коммунистическую идеологию как моральную проблему. Во внутреннем конфликте Кавалерова, стремящегося к признанию в новом обществе, но восстающего против прагматизма, приспособленченства, овладевающего людьми, Олеша исследует ту психологическую дилемму, которую переживала большая часть интеллигенции в то время, когда писалась эта книга (1922-27). Олеша противопоставляет Кавалерову тип коммунистического администратора, которому сопутствует успех благодаря его энергии и бесчувственности, однако внутренний конфликт переживает один Кавалеров.

Этому психологическому замыслу соответствует и непривычная структура романа: часть его написана от первого лица, часть – от третьего, внешнее действие сведено к минимуму. Советская действительность изображается в иронически заостренном плане. Книге свойственна лаконичность и плотность, все отшлифовано до последней детали.

Поскольку конфликт романа лежит в душевной сфере, в пьесе Заговор чувств он, конечно, огрубляется, хотя и здесь Олеша показывает себя талантливым драматургом, напоминая дифференцированным употреблением диалога о подобной же технике Тургенева и Чехова.

  • Вы здесь:  
  • Статьи по литературе image
  • Олеша, Юрий Карлович – краткая биография

Ещё по теме…

(1899 – 1960)

каждый день появлялись его стихотворные фельетоны, выходившие под псевдонимом “Зубило”. Работая в газете, он много ездил, повидал многих людей, накопил большой запас жизненных наблюдений. Фельетонист “Зубило” очень помог писателю Олеше. В 1927 был опубликован его роман “Зависть”, в 1928 вышла в свет яркая и увлекательная книга – “Три толстяка”, сразу принятая детьми и продолжающая оставаться любимым детским чтением. Э. Казакевич, большой друг Олеши, писал: “Олеша – один из тех писателей, которые не написали ни единого слова фальши. У него оказалось достаточно силы характера, чтобы не писать то, чего он не хотел”. В 1931 вышел сборник “Вишневая косточка”, объединивший рассказы Олеши разных лет. В это же время на сцене Театра им. Вс. Мейерхольда состоялась премьера пьесы “Список благодеяний”. Биография Олеша Юрий Карлович « Краткое содержание цикла Зощенко “Голубая книга” Стаття в газету: Усі різні – усі рівні »

В отличие от многих других писателей, оставил после себя не так уж много произведений Олеша Юрий Карлович. Биография его хотя и печальна, но она полна ярких моментов. Как и многие авторы революционного периода, Олеша достиг вершин славы, став культовым писателем в огромной молодой стране. Почему же тогда он на пике популярности практически перестал творить и превратился в жалкого пьяницу-попрошайку?

Благородные родители будущего писателя

Юрий Олеша (писатель, которого многие, по недоразумению, считают детским) появился на свет в семье потомков разорившихся польских дворян. Часто в биографиях этого автора пишут, что его отец был выходцем из знатного рода из Беларуси. Это не совсем верно. Действительно, Олеша – это фамилия знаменитых белорусских дворян XVI в. Однако со временем они приняли католичество и переехали в Польшу. По этой причине, к началу XX в. семейство Юрия Карловича Олеши было стопроцентными поляками.

Юрий Карлович Олеша: краткая биография детских лет

Родился будущий автор «Трех толстяков» в Елисаветграде (до 2016 г. – Кировоград, сейчас — Кропивницкий) в феврале 1899 г. image

В первые 3 года жизни ничем примечательным не отличился Юрий Олеша. Биография для детей в учебниках, как правило, опускает елесаветградский период его жизни, делая акцент на переезде родителей писателя в Одессу. Ведь именно этот город стал для него настоящей родиной, а также колыбелью для его таланта.

Через несколько лет после переезда Юрий Карлович Олеша поступил в Ришельевскую гимназию. Здесь он увлекся игрой в футбол и даже участвовал в городских соревнованиях на стороне гимназии. Однако из-за проблем с сердцем юноше скоро пришлось оставить любимое хобби. Но скоро он нашел новое – сочинения стихов.

Очарованный произведениями Гумилева, еще в годы учебы в гимназии начал писать собственные стихи юный Юрий Олеша. Писатель, биография которого публикуется во всех учебниках страны – вот каким видел свое будущее талантливый гимназист. Особо внушало надежды то, что его «Кларимонду» опубликовали в «Южном вестнике». Однако руководству гимназии не очень нравилось увлечение их воспитанника, поэтому юноше запретили сочинять стихи, и на время он оставил свои литературные опыты.

В революционный 1917 г. Олеша благополучно окончил гимназию и поступил в местный университет на юридический факультет.

Участие в одесском «Коллективе поэтов»

Однако так и не стал юристом Олеша Юрий Карлович. Биография его была изменена Революцией 1917 г. и последовавшими за ней перемены в общественном укладе страны.

Как и многие его друзья-литераторы – В. Катаев, И. Ильф, Э. Багрицкий, Олеша встретил все это с радостью и надеждами на появление нового, более совершенного и справедливого мира. Желая стать частью него, через 2 года учебы юноша бросил университет и сосредоточился на построении своей литературной карьеры. Возможно, толчком к этому также послужило то, что в 1919 г. будущий писатель переболел тифом и едва остался в живых.

Как бы ни было на самом деле, но уйдя из университета, Олеша, вместе с Ильфом, Катаевым и другими соратниками, организовал литературную группу «Коллектив поэтов».

Это учреждение просуществовало 2 года. За это время в его рядах побывало около 20 известных литературных деятелей (включая Владимира Сосюру, Веру Ибнер и Зинаиду Шишову).

На собраниях «Коллектива поэтов» его участники читали собственные произведения, а также декламировали стихи Маяковского, который был для них эталоном поэзии нового времени.

Помимо литературных вечеров, Олеша с товарищами занимались образовательной деятельностью. В частности они распространяли книги среди рабочих и красноармейцев, а также создали собственную библиотеку.

Активная и весьма плодотворная деятельность «Коллектива поэтов» была замечена в Москве, и к 1922 г. многих из них пригласили переехать в столицу СССР или работать в других важных городах страны. Из-за того, что главные руководители литературной группы уехали из Одессы – она распалась.

Юрий Карлович уехал из города у моря на год раньше этого события – его пригласили работать в Харькове.

Три музы Юрия Олеши

У начинающего писателя было несколько причин уехать из родного города. Одна из них – женщина.

Еще будучи одним из руководителей «Коллектива писателей», состоял в любовных отношениях с Серафимой Густавовной Суок Юрий Олеша.

Биография возлюбленной писателя ярко свидетельствует, что была она женщиной сомнительных моральных устоев. Однако в тот период в богемной сфере такое поведение казалось модным и даже прогрессивным.

Состоя в фактическом браке с Олешой, Серафима (Сима) завела кратковременный роман с одним из коммерсантов. Ходили слухи, что это сделано было чуть ли не по просьбе самого Олеши и Катаева. Якобы мужчины надеялись, что красавица Сима сможет раздобыть у состоятельного ухажера продуктовые карточки или другие дефицитные товары, которых так не хватало в то голодное время. Однако когда Суок переехала жить к «спонсору», Юрий Карлович испугался, что потеряет любимую навсегда, и увез ее домой.

К сожалению, после возвращения в скором времени ветреная Симочка увлеклась советским поэтом Владимиром Нарбутом и ушла от Олеши, став женой своего нового и перспективного избранника.

В отчаянье брошенный писатель женился на ее сестре Ольге, которая стала его верной спутницей на всю жизнь.

Обе сестры Суок стали прообразом главной героини «Трех толстяков». Причем если официально это произведение было посвящено жене Олеши, то сам характер героини был скопирован с неугомонной Симочки, которая успела еще дважды побывать замужем после развода с репрессированным Нарбутом.

Помимо сестер Суок, была у Юрия Карловича еще одна муза, для которой он и написал «Трех толстяков». Имя этой красавицы — Валентина Леонтьевна Грюнзайд. Хотя когда они познакомились — она была еще девочкой по имени Валя. Олеша был очарован ее детской грацией и пообещал написать для нее сказку, что впоследствии и сделал. Также он иногда шутил, что когда Грюнзайд вырастет – жениться не ней. Но повзрослев, Валентина стала женой его друга – Петрова.

Фельетонист в «Гудке»

Переехав в 1921 г. в Харьков, стал трудиться в качестве автора стихотворений и фельетонов Юрий Олеша. Биографию кратко его в тот период можно описать как: работа и еще раз работа. Произведения Юрия Карловича в то время становятся все более популярными. А чтобы не думать о сердечной ране после разрыва с Симой, Олеша полностью сосредотачивается на работе – и не зря. Уже через год работы в Харькове его переводят в столицу СССР.

Здесь он становится активным участником литературной жизни и знакомится со многими своими кумирами.

Получив должность в газете «Гудок», писатель публикует в ней свои колкие, искрометные фельетоны, которые завоевывают любовь читателей по всей стране. При этом он использует псевдоним «Зубило».

Успех на литературном поприще и признание властей заставляет писателя задуматься над написанием крупной прозы.

Революционно-романтическая сказка «Три толстяка»

Первым крупным произведением Юрия Карловича Олеши стала обещанная Вале Грюнзайд сказка – «Три толстяка». Хотя опубликована она была в 1929 г., написал автор ее значительно раньше – в 1924 г.

В этой истории о борьбе трудолюбивого народа с толстяками-дармоедами писатель воплотил все свои революционные идеалы. Эта книга полна метафор и сказочности, хотя в ее сюжете нет места волшебству.

Несмотря на то, что написана данная книга была для Валентины Грюнзайд, главную героиню этой сказки (акробатку Суок), Юрий Карлович назвал в честь бывшей возлюбленной и нынешней супруги.

Хотя прошло уже много лет с момента создания «Трех толстяков» — без сомнения, это самое оптимистическое произведение, которое написал Юрий Олеша. Биография его, к сожалению, после создания этой сказки постепенно стала превращаться в кошмар. Ведь советская власть понемногу занялась угнетением инакомыслящих. Трагизм этой ситуации заключался еще и в том, что большинство деятелей искусства стали перед выбором: подчиниться власти и самому стать угнетателем или сдаться и быть раздавленным тоталитарной машиной.

В будущие годы многие из друзей и знакомых писателя в той или иной мере становились жертвами новой культурной политики. Свое разочарование Юрий Карлович описал в другом крупном произведении – романе «Зависть».

«Зависть» Юрия Олеши

В 1927 г. в «Красной нови» впервые публикуется роман Олеши – «Зависть». Строго говоря, это произведение не было первым крупным произведением Юрия Карловича. Поскольку к тому моменту уже были написаны «Три толстяка», но опубликованы они будут спустя 2 года.

Роман «Зависть» был очень тепло встречен критиками и читателями. Вероятнее всего, это было связано с тем, что Олеша описал в нем трагичность судьбы современного ему интеллигента, который оказывается не нужным в новом советском обществе.

Однако всего через пару лет роман «Зависть» был поддан жесткой критике, поскольку не соответствовал социалистическому реализму.

А между тем, в нем Юрий Олеша биографию кратко изложил не только свою, но и сотен других деятелей культуры, которые оказались не нужны новой стране, но при этом не имели возможности ее покинуть. Ходили слухи, что образ Андрея Бабичева был списан с Маяковского.

Этот роман наделал много шума и вознес своего создателя на вершину. А после публикации «Трех толстяков» его автор стал признанным советским писателем. Теперь практически в любом учебнике встречалась большая или малая биография Юрия Олеши. Казалось, впереди его ждет долгожданное светлое будущие – но этого не случилось.

Творческая депрессия Олеши

Как человек творческий, Юрий Карлович был довольно чувствительным и не замечать изменения в обществе в конце 20-х – начале 30-х гг. попросту не мог. Помимо горького разочарования в идеалах революции, Олешу постигла другая трагедия. То, о чем он хотел писать, не интересовало власть. Более того, оно не просто считалось не актуальным, но и постепенно приобретало статус незаконного.

В условиях советского реализма нужно было писать либо то, что от тебя ждет Партия, либо не писать вообще. Вот только на что жить, если ничего не писать? Тем более что не публикующийся автор автоматически причислялся к тунеядцу. А это уже было преступлением.

Разочаровавшись в современной литературе, Юрий Олеша впал в депрессию и стал часто выпивать. Через пару лет он стал хроническим алкоголиком. Усугубляло его состояние известия о репрессиях его коллег. А самоубийство Маяковского (который когда-то был для писателя светочем в литературе) и вовсе пошатнуло здоровье Юрия Карловича.

Последние годы

Несмотря на проблемы со здоровьем, хронический алкоголизм и депрессию писателя, он прожил еще 30 лет и умер в мае 1960 г.

Самым ярким достижением Олеши в этот период были его дневники. Их опубликовали отдельной книгой «Не дня без строчки» уже после смерти автора.

Однако если дневники – это творчество для души, то на жизнь «для тела» Юрий Карлович зарабатывал написанием пьес и киносценариев. Большинство из них – адаптации произведений Чехова, Достоевского, Куприна, а также «Трех толстяков» и «Зависти».

При этом были и пьесы собственного сочинения. В частности «Смерть Занда». В этом неоконченном произведении о судьбе писателя-коммуниста Занды, Олеша пытался изложить свои взгляды на окружающую его социалистическую действительность.

В последние десятилетия своей жизни практически нищенствовал Олеша Юрий Карлович. Биография для детей, которая подается во многих учебниках, редко уделяет внимание этому факту. Однако в этот период писатель вел практически жизнь бомжа.

Дело в том, что у него не было своего жилья, и автор «Зависти» чаще всего жил у кого-то из друзей или знакомых. Кроме редких литературных заработков, получить деньги на еду ему помогало банальное попрошайничество на улице. А выпить удавалось за счет более удачливых молодых советских писателей, которые угощали его из уважения к великому таланту.

Будучи в молодости франтом, на старости лет Юрий Карлович вынужден был ходить в лохмотьях.

Умер писатель от банального сердечного приступа.

Как бывшего литератора, его похоронили на Новодевечьем кладбище г. Москвы. В первом ряду первого участка.

Еще в годы своей алкогольной депрессии Юрий Олеша шутил, что предпочел бы, чтобы его похороны были гораздо скромнее, чем ему положены за литературные заслуги. При этом он хотел бы при жизни получить в деньгах разницу стоимости обеих церемоний.

Юрий Олеша: биография, интересные факты

  • Родным языком с детства этот замечательный советский писатель считал польский. Русский он выучил позже, живя в Одессе. В этом ему помогла его бабушке, которая заодно научила мальчика арифметике.
  • У Юрия Карловича были родная сестра Ванда. Девушка родилась на два года раньше брата. Будущий писатель с самого детства был очень привязан к ней, и тяжело пережил ее смерть от тифа. Самым большим ударом было то, что Ванда заразилась от Юрия, который выздоровел, а она – нет.
  • В книге Валентина Катаева «Алмазный мой венец», помимо Есенина, Ильфа и Бабеля, был изображен и Юрий Олеша. Биография его, правда, была несколько замаскирована, а сам писатель фигурирует под именем художника-метафориста Ключика. Кстати, в этом же произведении довольно не лицеприятно описана и Сима Суок. Ей дан псевдоним «Дружочек».
  • Ольга Густавовна Суок, ставшая первой и единственной супругой писателя, на момент его сватовства была уже замужем и имела сына. После женитьбы Олеша забрал Ольгу с пасынком к себе.
  • В период с 1936 по 1956 гг. произведения Олеши не публиковались. После отмены этого негласного запрета стал позиционироваться как детский писатель Юрий Олеша. Краткая биография для детей сопровождала практически каждую публикацию «Трех толстяков». При этом в ней редко упоминалось о его депрессии и более серьезных произведениях.
  • Даже самая краткая биография Юрия Карловича Олеши содержит сведенья о том, что он с самого детства мечтал путешествовать. Однако в юности у него не было денег для этого. Повзрослев и не вписавшись в литературу социалистического реализма, автор стал не выездным, и был навсегда лишен возможности увидеть мир, как это удалось его другу Ильфу. Практически во все периоды своей жизни (и на пике славы, и в годы депрессии) Олеша более всего жалел именно об этом.

Перейти к навигации Перейти к поиску

Юрий Карлович Олеша
Юрий Олеша в 1933 году
Псевдонимы Зубило; Ю. О.; Юрий Карлович; Касьян Агапов
Дата рождения 19 февраля (3 марта) 1899[1] или 3 марта 1899(1899-03-03)[2]
Место рождения
Род деятельности прозаик, поэт, драматург, сценарист, журналист
Жанр проза, пьеса, стихотворение, сатира, поэма, сказка, роман, фельетон, публицистика
Язык произведений русский
Дебют Три толстяка (1924)
Автограф
Произведения в Викитеке
 Медиафайлы на Викискладе
Цитаты в Викицитатнике

Ю́рий Ка́рлович Оле́ша (19 февраля [3 марта] 1899, Елисаветград — 10 мая 1960, Москва) — русский советский писатель, киносценарист, поэт и драматург, журналист. Одна из ключевых фигур одесского литературного кружка 1920-х годов.

Биография

Происхождение

Юрий Олеша родился 19 февраля (3 марта) 1899 года в Елисаветграде (сейчас Кропивницкий) в семье обедневших белорусских дворян. Род Олеши (первоначально православный) ведёт начало от боярина Олеши Петровича, получившего в 1508 году от князя Фёдора Ивановича Ярославича-Пинского село Бережное на Столинщине. Впоследствии род полонизировался и принял католичество.

Отец, Карл Антонович Олеша, был акцизным чиновником; умер в 1940-е годы[5]. Мать Олимпия Владиславовна (1875—1963) уже после смерти сына вернулась в Советский Союз. В последние годы, когда она уже была тяжело больна, за ней ухаживала жена умершего писателя, Ольга Густавовна Суок. Похоронена рядом с сыном. Старшая сестра Ванда (1897—1919) в юности умерла от тифа.

Родным языком Юрия был польский. В 1902 году семья переехала в Одессу. Здесь Юрий поступил в Ришельевскую гимназию, играл в футбол за команду гимназии; ещё в годы учёбы начал сочинять стихи. Стихотворение «Кларимонда» (1915) было опубликовано в газете «Южный вестник». Окончив гимназию, в 1917 году Олеша поступил в Одесский университет, два года изучал юриспруденцию. «Ничего не усвоил за эти два университетских года. Сдал только один зачёт: теорию права.»[6] В Одессе он вместе с молодыми литераторами Валентином Катаевым, Эдуардом Багрицким и Ильей Ильфом образовал группу «Коллектив поэтов». Сотрудничал с «Бюро украинской печати» (Украинское отделение РОСТА).

В годы Гражданской войны Олеша оставался в Одессе, в 1921 году переехал по приглашению В. Нарбута на работу в Харьков. Работал журналистом и печатал стихи в газетах, пережил бурный роман с Серафимой Суок. В 1922 году родители Олеши эмигрировали в Польшу.

Творческий расцвет

Олеша в редакции газеты «Гудок». 1923 год

В 1922 году, после отъезда родителей, Олеша переехал в Москву, писал фельетоны и статьи, подписывая их псевдонимами Зубило и Касьян Агапов. Эти произведения публиковались в отраслевой газете железнодорожников «Гудок» (в ней печатались также Михаил Булгаков, Валентин Катаев, Илья Ильф и Евгений Петров). В Москве Олеша жил в знаменитом «писательском доме» в Камергерском переулке. «В нём буквально играло, веселилось моцартианское начало»[7].

В 1924 году Олеша написал своё первое большое прозаическое произведение — роман-сказку «Три толстяка», который был опубликован лишь четыре года спустя. Всё произведение проникнуто романтическим революционным духом. Это сказка про революцию, про то, как весело и мужественно борются против господства трёх жадных и ненасытных толстяков-властителей бедные и благородные люди, как они спасают их усыновленного наследника Тутти, оказавшегося украденным братом главной героини — девочки-циркачки Суок, и как весь народ порабощённой страны становится свободным.

В 1927 году в журнале «Красная новь» был опубликован роман «Зависть», одно из лучших произведений советской литературы о месте интеллигенции в послереволюционной России. Романтизм революции и связанные с ней надежды, присущие сказке «Три толстяка», резко потонули в новых сложившихся условиях. Многие литературные критики называют «Зависть» вершиной творчества Олеши и, несомненно, одной из вершин русской литературы XX века[8]. В 1929 году автор написал по этому роману пьесу «Заговор чувств».

Книгу «Три толстяка» Олеша посвятил Валентине Леонтьевне Грюнзайд, за которой он ухаживал во время работы над сказкой. К моменту опубликования книги она уже стала женой писателя Евгения Петровича Петрова (Катаева). Впоследствии Олеша женился на сестре своей бывшей гражданской жены Серафимы Суок — Ольге (1899—1978). Воспитывал её сына от первого брака, который в 17 лет покончил с собой.

Олеша в группе с Валентином Катаевым и Михаилом Булгаковым. 1931 год

Отход от литературы и творчества

В пейзаж новой «индустриальной» литературы Олеша вписаться не смог. В 1930-е и последующие годы из-под его пера не вышло крупных художественных произведений[7]. «Он создавал арки и не мог сомкнуть их своды», — писал о нём Виктор Шкловский[7]. Слишком ясна стала невостребованность в новом советском государстве его героев-мечтателей. На Первом съезде Союза писателей Олеша произнёс покаянную речь, где уподобил себя главному герою романа «Зависть» Николаю Кавалерову[9]:

Кавалеров — это я сам. Да, Кавалеров смотрел на мир моими глазами: краски, цвета, образы и умозаключения Кавалерова принадлежат мне. И это были наиболее яркие краски, которые я видел. Многие из них пришли из детства или вылетели из самого заветного уголка, из ящика неповторимых наблюдений. Как художник, проявил я в Кавалерове наиболее чистую силу, силу первой вещи, силу пересказа первых впечатлений. И тут сказали, что Кавалеров — пошляк и ничтожество. Зная, что много в Кавалерове есть моего личного, я принял на себя это обвинение в пошлости, и оно меня потрясло.

Литературовед А. Гладков назвал выступление Олеши, развенчивающее Кавалеровых как пережиток старого режима, «автобиографическим самооговором»: «Запретив себе в искусстве быть самим собой, Олеша стал никем. Таков суровый и справедливый закон творчества. Или ты — это ты, или — никто»[10]. Сам Олеша так объяснял в письме к жене свой творческий кризис: «Просто та эстетика, которая является существом моего искусства, сейчас не нужна, даже враждебна — не против страны, а против банды установивших другую, подлую, антихудожественную эстетику»[5].

В 1930-е годы по заказу МХАТа Олеша работал над пьесой о нищем, «в основе которой лежала владевшая им мысль об отчаянии и нищете человека, у которого отнято всё, кроме клички „писатель“»[11]. Критическое отношение к советской действительности сквозит и в пьесе «Список благодеяний» (1930), которую под давлением цензуры пришлось переписать. Поставленный Мейерхольдом спектакль три сезона давал полные сборы, после чего был снят (не по цензурным соображениям)[12].

В 1937 году выступил в «Литературной газете» со статьёй «Фашисты перед судом народа», обличая бывших руководителей партии, обвинённых в создании подпольного параллельного троцкистского центра, и воспевая Сталина[13]:

Они покушались на Сталина. На великого человека, сила которого, гений, светлый дух устремлены на одну заботу — заботу о народе. Мерзавцы, жалкие люди, шпионы, честолюбцы, завистники хотели поднять руку на того, кому народ сказал: ты сделал меня счастливым, я тебя люблю. Это сказал народ! Отношение народа к Сталину рождает в сердце такое же волнение, какое рождает искусство! Это уже песня!

В годы войны Олеша жил в эвакуации в Ашхабаде, работал там на радио, вернулся в Москву только в 1947 году. Обстановка в стране и в культуре оказывала на Олешу заметное угнетающее воздействие. Писать по канонам соцреализма он не хотел и не мог[14]. «Всё опровергнуто, и всё стало несерьёзно после того, как ценой нашей молодости, жизни — установлена единственная истина: революция», — записал он в своём дневнике[5]. В 1930-х годах многие друзья и знакомые писателя были репрессированы, главные произведения самого Олеши с 1936 по 1956 год не переиздавались.

После возвращения из эвакуации Олеша, потерявший право на московскую жилплощадь, жил в квартире Казакевича[7].

В последние годы жизни его часто можно было видеть в Доме литераторов, но не выступающим в залах, а внизу, в ресторане, где он просиживал со стаканом водки. Денег у него не было — удачливые советские литераторы почитали за честь угостить истинного писателя, прекрасно осознавая его огромный талант. Однажды, узнав, что существуют разные категории похорон советских писателей, он поинтересовался, по какой категории похоронят его. Ему объяснили, что похоронили бы его по высшей, самой дорогой категории. Олеша в ответ спросил, нельзя ли похоронить его по самой низкой категории, а разницу вернуть сейчас?..

Пристрастие к спиртному подорвало крепкое здоровье писателя. Олеша скончался в Москве 10 мая 1960 года от сердечного приступа. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище (1 уч. 1 ряд)[15].

Дневниковое наследие

О том, что дар художника не был им утрачен, свидетельствуют многочисленные дневниковые записи Олеши, обладающие качествами подлинно художественной прозы. Уже при жизни писателя, в 1956 году, под названием «Ни дня без строчки» были опубликованы первые выдержки из его дневника. Позже, в 1961 году, появилось расширенное издание. В отборе и составлении книги принимал участие Виктор Шкловский. Отдельное издание вышло в 1965 году. В книге Олеши прихотливо перемешаны автобиографические сюжеты, размышления автора об искусстве и о происходящем вокруг. Существенно дополненное издание дневников Олеши увидело свет в 1999 году под названием «Книга прощания» (редактор В. Гудкова).

Библиография

Романы

  • «Три Толстяка» (1924)
  • «Зависть» (1927)
  • «Нищий» (эскизы, 1929)

Дневниковые записи

Многочисленные дневниковые записи, сделанные в 1930-1950-е годы, изданы после смерти писателя. Две основные издательские версии дневников Олеши:

  • «Ни дня без строчки» (избранные фрагменты, разделённые по темам)
  • «Книга прощания» (полное издание, исключающее некоторые повторы, в хронологическом порядке)

Пьесы

  • «Маленькое сердце» (1918, текст утерян)[16]
  • «Игра в плаху» (1920)
  • «Заговор чувств» (1929, инсценировка романа «Зависть»)
  • «Три толстяка» (1929, инсценировка одноимённого романа)
  • «Список благодеяний» (1930)
  • «Смерть Занда» (другие названия — «Нищий», «Нищета философии», неоконченная пьеса о коммунисте Занде в 6 сценах, 1929—1930)
  • «Смерть Занда» (с тем же названием, другое название — «Чёрный человек», наброски к пьесе о писателе Занде, 1931—1934)
  • «Бильбао» (эскизы, 1937—1938)
  • «Чёрная бутылка» (эскизы инсценировки романа Ж. Верна «Дети капитана Гранта», 1946)
  • «Идиот» (инсценировка романа Ф. М. Достоевского, 1958)
  • «Цветы запоздалые» (инсценировка рассказа А. П. Чехова, 1959)
  • «Гранатовый браслет» (эскизы инсценировки повести А. И. Куприна, 1959)

Киносценарии

  • «Рассказ об одном поцелуе» (1918; судьба фильма неизвестна)
  • «Строгий юноша» (1934, для фильма «Строгий юноша»)
  • «Кардинальные вопросы» (1935, не снят)
  • «Солдаты болот» («Вальтер», для фильма «Болотные солдаты», 1938)
  • «Ошибка инженера Кочина» (для фильма «Ошибка инженера Кочина», совм. с А. Мачеретом, 1939)
  • «Двадцатилетие советской кинематографии» («Кино за 20 лет», для документального фильма «Кино за 20 лет», совм. с А. Мачеретом, В. Пудовкиным, Э. Шуб, 1940)
  • «Маяк» (диалоги для новеллы из «Боевого киносборника № 9», 1942)
  • «Девочка и цирк» (для мультфильма «Девочка в цирке», 1949)
  • «Огонь» («Мышь и время», 1950, не снят; позже сценарий был переработан М. Вольпиным и О. Суок для мультфильма «Огонь», 1971)
  • «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (для мультфильма «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», 1951)
  • «Море зовёт» (диалоги для фильма «Море зовёт», сценарий В. Морозова, Н. Морозовой, 1959)
  • «Три толстяка» (по одноимённому роману, 1959, не снят)

Поэмы

  • «Агасфер» (1920)
  • «Беатриче» (1920)

Фильмы по сценариям Юрия Олеши

Поделись знанием: Материал из Википедии — свободной энциклопедии Перейти к: навигация, поиск

Юрий Карлович Олеша
Псевдонимы:

Зубило

Место рождения:

Елисаветград, Российская империя

Род деятельности:

прозаик, журналист, поэт, драматург, сценарист

Жанр:

проза, пьеса, стихотворение, сатира, поэма, сказка, роман, фельетон, публицистика

Язык произведений:

русский

Дебют:

Три толстяка (1924)

Подпись:

Ю́рий Ка́рлович Оле́ша (19 февраля [3 марта] 1899, Елисаветград, ныне Кропивницкий — 10 мая 1960, Москва) — русский советский писатель и поэт, драматург, журналист, киносценарист. Одна из ключевых фигур одесского литературного кружка 1920-х.

Биография

Юрий Олеша родился 19 февраля (3 марта) 1899 года в Елисаветграде (сейчас Кропивницкий) в семье обедневших белорусских дворян. Род Олеши (первоначально православный) ведёт начало от боярина Олеши Петровича, получившего в 1508 году от князя Фёдора Ивановича Ярославича-Пинского село Бережное на Столинщине. Впоследствии род полонизировался и принял католичество.

Отец, акцизный чиновник Карл Антонович Олеша, после революции уехал в Польшу, где умер в 1940-е годы[1]. Мать Олимпия Владиславовна (1875—1963), тоже жившая после революции в Польше, пережила сына. Старшая сестра Ванда (1897—1919) в юности умерла от тифа.

Родным языком Юрия был польский. В 1902 году семья переехала в Одессу. Здесь Юрий поступил в Ришельевскую гимназию, играл в футбол за команду гимназии; ещё в годы учёбы начал сочинять стихи. Стихотворение «Кларимонда» (1915) было опубликовано в газете «Южный вестник». Окончив гимназию, в 1917 году Олеша поступил в Одесский университет, два года изучал юриспруденцию. В Одессе он вместе с молодыми литераторами Валентином Катаевым, Эдуардом Багрицким и Ильей Ильфом образовал группу «Коллектив поэтов».

В годы Гражданской войны Олеша оставался в Одессе, в 1921 году переехал по приглашению В. Нарбута на работу в Харьков. Работал журналистом и печатал стихи в газетах. В 1922 году родители Олеши эмигрировали в Польшу, а сам он пережил бурный роман с Серафимой Суок.

Творческий расцвет

См. также: Три толстяка и Зависть (роман)

В 1922 году Олеша переехал в Москву, писал фельетоны и статьи, подписывая их псевдонимом Зубило. Эти произведения публиковались в отраслевой газете железнодорожников «Гудок» (в ней печатались также Михаил Булгаков, Валентин Катаев, Илья Ильф и Евгений Петров). В Москве Олеша жил в знаменитом «писательском доме» в Камергерском переулке. «В нём буквально играло, веселилось моцартианское начало»[2].

В 1924 году Олеша написал своё первое большое прозаическое произведение — роман-сказку «Три толстяка», который был опубликован лишь четыре года спустя. Всё произведение проникнуто романтическим революционным духом. Это сказка про революцию, про то, как весело и мужественно борются против господства трёх жадных и ненасытных толстяков-властителей бедные и благородные люди, как они спасают их усыновленного наследника Тутти, оказавшегося украденным братом главной героини — девочки-циркачки Суок, и как весь народ порабощённой страны становится свободным.[3]

В 1927 году в журнале «Красная новь» был опубликован роман «Зависть», одно из лучших произведений советской литературы о месте интеллигенции в послереволюционной России. Романтизм революции и связанные с ней надежды, присущие сказке «Три толстяка», резко потонули в новых сложившихся условиях. Многие литературные критики называют «Зависть» вершиной творчества Олеши и, несомненно, одной из вершин русской литературы XX века[4]. В 1929 году автор написал по этому роману пьесу «Заговор чувств».

Книгу «Три толстяка» Олеша посвятил Валентине Леонтьевне Грюнзайд, за которой он ухаживал во время работы над сказкой. К моменту опубликования книги она уже стала женой писателя Евгения Петровича Петрова (Катаева). Впоследствии Олеша женился на сестре своей бывшей гражданской жены Серафимы Суок — Ольге (1899—1978). Воспитывал её сына от первого брака, который в 17 лет покончил с собой.

Отход от литературы

В однообразный пейзаж сталинской литературы Олеша вписаться не смог. В 1930-е и последующие годы из-под его пера не вышло крупных художественных произведений[2]. «Он создавал арки и не мог сомкнуть их своды», — писал о нём Виктор Шкловский[2]. Слишком ясна стала невостребованность в тоталитарном государстве его героев-мечтателей. На Первом съезде Союза писателей Олеша произнёс покаянную речь, где уподобил себя главному герою романа «Зависть» Николаю Кавалерову[5]:

«Кавалеров — это я сам. Да, Кавалеров смотрел на мир моими глазами: краски, цвета, образы и умозаключения Кавалерова принадлежат мне. И это были наиболее яркие краски, которые я видел. Многие из них пришли из детства или вылетели из самого заветного уголка, из ящика неповторимых наблюдений. Как художник, проявил я в Кавалерове наиболее чистую силу, силу первой вещи, силу пересказа первых впечатлений. И тут сказали, что Кавалеров — пошляк и ничтожество. Зная, что много в Кавалерове есть моего личного, я принял на себя это обвинение в пошлости, и оно меня потрясло».

Литературовед А. Гладков назвал выступление Олеши, развенчивающее Кавалеровых как пережиток старого режима, «автобиографическим самооговором»: «Запретив себе в искусстве быть самим собой, Олеша стал никем. Таков суровый и справедливый закон творчества. Или ты — это ты, или — никто»[6]. Сам Олеша так объяснял в письме к жене свой творческий кризис: «Просто та эстетика, которая является существом моего искусства, сейчас не нужна, даже враждебна — не против страны, а против банды установивших другую, подлую, антихудожественную эстетику»[1].

В 1930-е годы по заказу МХАТа Олеша работал над пьесой о нищем, «в основе которой лежала владевшая им мысль об отчаянии и нищете человека, у которого отнято все, кроме клички „писатель“»[7]. Критическое отношение к советской действительности сквозит и в пьесе «Список благодеяний» (1930), которую под давлением цензуры пришлось переписать. Поставленный Мейерхольдом спектакль три сезона давал полные сборы, после чего был снят (не по цензурным соображениям)[3][8].

В годы войны Олеша жил в эвакуации в Ашхабаде, затем вернулся в Москву. Обстановка, созданная сталинским режимом в стране и в культуре, оказывала на Олешу заметное угнетающее воздействие. Писать по канонам соцреализма он не хотел и не мог[9]. «Всё опровергнуто, и всё стало несерьёзно после того, как ценой нашей молодости, жизни — установлена единственная истина: революция», — записал он в своём дневнике[1]. В 1930-х многие друзья и знакомые писателя были репрессированы, главные произведения самого Олеши с 1936 по 1956 годы не переиздавались.

После возвращения из эвакуации Олеша, потерявший право на московскую жилплощадь, жил в квартире Эм. Казакевича[2]. В последние годы жизни его часто можно было видеть в Доме литераторов, но не выступающим в залах, а внизу в ресторане, где он просиживал со стаканом водки. Денег у него не было, удачливые советские литераторы почитали за честь угостить истинного писателя, прекрасно осознавая его огромный талант. Однажды, узнав, что существуют разные категории похорон советских писателей, он поинтересовался, по какой категории похоронят его. Ему объяснили, что похоронили бы его по самой высшей, самой дорогой категории. Олеша ответил: нельзя ли похоронить его по самой низкой категории, а разницу вернуть сейчас?..

Пристрастие к спиртному подорвало крепкое здоровье писателя. Олеша скончался в Москве 10 мая 1960 года. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище (1 уч. 1 ряд)[10].

Дневниковое наследие

О том, что дар художника не был им утрачен, свидетельствуют многочисленные дневниковые записи Олеши, обладающие качествами подлинно художественной прозы. После смерти писателя, в 1961 году, под названием «Ни дня без строчки» были опубликованы первые выдержки из его дневника. В отборе и составлении книги принимал участие Виктор Шкловский. Отдельное издание вышло в 1965 году.

В книге Олеши прихотливо перемешаны автобиографические сюжеты, размышления автора об искусстве и о происходящем вокруг. Существенно дополненное издание дневников Олеши увидело свет в 1999 году под названием «Книга прощания» (редактор В. Гудкова).

Библиография

Романы

  • «Три толстяка» (1924)
  • «Зависть» (1927)
  • «Нищий» (эскизы, 1929)

Дневниковые записи

Многочисленные дневниковые записи, сделанные в 1930-1950-е годы, изданы после смерти писателя. Две основные издательские версии дневников Олеши:

  • «Ни дня без строчки» (избранные фрагменты, разделённые по темам)
  • «Книга прощания» (полное издание, исключающее некоторые повторы, в хронологическом порядке)

Пьесы

  • «Маленькое сердце» (1918, текст утерян)[11]
  • «Игра в плаху» (1920)
  • «Заговор чувств» (1929, инсценировка романа «Зависть»)
  • «Три толстяка» (1929, инсценировка одноимённого романа)
  • «Список благодеяний» (1930)
  • «Смерть Занда» (другие названия — «Нищий», «Нищета философии», неоконченная пьеса о коммунисте Занде в 6 сценах, 1929—1930)
  • «Смерть Занда» (с тем же названием, другое название — «Чёрный человек», наброски к пьесе о писателе Занде, 1931—1934)
  • «Бильбао» (эскизы, 1937—1938)
  • «Черная бутылка» (эскизы инсценировки романа Ж. Верна «Дети капитана Гранта», 1946)
  • «Идиот» (инсценировка романа Ф. М. Достоевского, 1958)
  • «Цветы запоздалые» (инсценировка рассказа А. П. Чехова, 1959)
  • «Гранатовый браслет» (эскизы инсценировки повести А. Н. Куприна, 1959)

Киносценарии

  • «Рассказ об одном поцелуе» (1918; судьба фильма неизвестна)
  • «Строгий юноша» (1934, для фильма «Строгий юноша»)
  • «Кардинальные вопросы» (1935, не снят)
  • «Солдаты болот» («Вальтер», для фильма «Болотные солдаты», 1938)
  • «Ошибка инженера Кочина» (для фильма «Ошибка инженера Кочина», совм. с А. Мачеретом, 1939)
  • «Двадцатилетие советской кинематографии» («Кино за 20 лет», для документального фильма «Кино за 20 лет», совм. с А. Мачеретом, В. Пудовкиным, Э. Шуб, 1940)
  • «Маяк» (диалоги для новеллы из «Боевого киносборника № 9», 1942)
  • «Девочка и цирк» (для мультфильма «Девочка в цирке», 1949)
  • «Огонь» («Мышь и время», 1950, не снят; позже сценарий был переработан М. Вольпиным и О. Суок для мультфильма «Огонь», 1971)
  • «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (для мультфильма ««Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», 1951)
  • «Море зовёт» (диалоги для фильма «Море зовёт», сценарий В. Морозова, Н. Морозовой, 1959)
  • «Три толстяка» (по одноимённому роману, 1959, не снят)

Поэмы

  • «Агасфер» (1920)
  • «Беатриче» (1920)

Фильмы по сценариям Юрия Олеши

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий