Зинаида Гиппиус биография кратко

  1. Анализ стихов
  2. Гиппиус
  3. Бессилие

Как известно, гораздо продуктивнее и ценнее пробовать пирог на вкус, чем рассуждать о вкусе пирога. Данное сравнение части используется для того чтобы определить разницу между людьми, которые только рассуждают о жизни и такими которые, если возможно так выразиться, действительно живут. Безусловно, относительно того как точно определить термин живут, могут быть дискуссии, но речь не об этом.

В стихотворении Бессилие Гиппиус говорит именно о бессилии к жизни, о том как человек может видеть некий потенциал, быть, казалось бы, в шаге от чего-то действительно высокого и настоящего, но не иметь возможности туда отправиться. По сути, именно такое положение дел называется бессильем, когда ты знаешь куда двигаться или как действовать, но не имеешь для этого возможности. Начинающий ученый силится понять теорему, но не может, штангист пытается взять снаряд, но еще потребуется для этого потрудиться.

Гиппиус рисует бессилье в крайней и предельной форме, она рассматривает ситуации практически полной невозможности, когда бессилье обуславливается пределами, созданными для людей внешними условиями этого мира. К примеру, человек не может летать или плавать, он ограничен этим факторами и такое положение дел приводит к ощущению бессилья.

Именно отсюда и зарождаются сомнения, которые крутятся относительно противоположных выборов: «восстать иль покориться», умереть/жить и подобных. Продолжение темы выражается в поиске высоких чувств, которые являются присущими практически каждому человеку. Лирический герой ощущает близость Всевышнего, но при этом не может к нему обратиться, он стремится к любви, но не может испытать этого чувства.

На самом деле подобные муки чем-то подобны мучениям, которые используют, судя по описаниям, живые существа в адах различных религий. К примеру, некоторые души оказываются полностью в воде и испытывают жажду, но при этом не могут пить. Соответственно, такое положение дел является бессильем, а бессилье, соответственно является адом.

Читайте также:  Лесков Николай Семенович — биография писателя

В заключительной строфе Гиппиус говорит об истине, но, судя по предыдущим строфам, истина, в том числе заключается и в бессилье людей в некотором адском свойстве этого мира. Ведь многие действительно проживают с ощущением истины, но так не отыскав слова для понимания. Поэтесса говорит именно об этом, указывая на простирание рук, которые стремятся к небу, такова жажда каждого человека, но сковывающее бессилие зачастую не позволяет приближаться к истине.

Вариант 2

Стих «Бессилье» отнюдь не сияет веселыми чувствами. Вероятно, аргументом поэтессы стали её бессилие, несамостоятельность и им подобные чувства, так как согласно сюжету творения, героиня способна совершить все, но у неё не осталось духовных сил, отсутствует возможность совершить это. У героини в том числе возникает идея поддаться совершающемуся и никак не противодействовать ему, однако у неё отсутствует храбрость, силы противодействовать, или даже поддаться. Поэтесса представляет собственное настроение как сокрушенное. Нет ни мощи, ни стремления у неё отсутствуют все подобные чувства. К огорчению, возможно даже, к счастью, у креативных людей подобное случается, безусловно и не один раз в жизни.

Это творение увидело и удивило мир в 1894 году. Его композиция составлена из трех четверостиший. А рифма здесь присутствует, очень приятная и уместная.

Это стихотворение наводит на мысли об одиночестве. Наоборот, вашим спасителем станет близкий вам человек. В тяжелые моменты жизни вас поддержат и поймут. Цените и не отталкивайте родных. Негативные чувства пройдут быстро, нужно и очень важно это понимать, чтобы не наделать глупостей. Второй шанс часто имеется, просто люди этого не замечают.

Знаменитая писательница Зинаида Гиппиус, а кроме того, ее супруг Димитрий Сергеевич Мережковский, являлись отечественными идеологами символизма, его красочными образцами, а кроме того попросту великолепными беллетристами и стихотворцами. Кроме влюбленности их объединяла работа над одинаковыми темами, подсобляя друг другу и делясь своими креативными мыслями. В общем, работы Зинаиды выделялась собственной живописностью, актуальными особенностями.

С помощью ее стихотворений возможно выяснить довольно много нового и увлекательного, например, относительно влюбленности, жизнедеятельности и реальных эмоциях, хотя, как правило писательница сочиняла крайне прискорбно, печально, уныло, однако даже так, читателям очень интересны ее работы, иногда даже невозможно оторваться. Обычно она сообщает о любви, что воодушевляет создателя на креативные персоны, также, она уделяет немало внимания расставанию и нехватке родной земли. Причём целью писательницы является составить стихотворение таким образом, что человек, оценивающий произведение, все поймет и ему не придется долго размышлять над значением тех или иных слов. По этой причине в некоторых случаях прекрасная публицистка вылетает за границы стиля, в коем сочиняла. Только бы все осознали.

Анализ стихотворения Бессилие по плану

Литературная деятельность, эмиграция и смерть

Дом Мережковских был колыбелью культурной жизни города на Неве. Практически все без исключения начинающие литераторы хотели посетить проводимые там творческие вечера. В культурных кругах города Зинаиду Гиппиус очень уважали. Именно при ее помощи и участии дебютировали такие великие и ставшие знаменитыми впоследствии личности, как Александр Блок, Осип Мандельштам. Именно Зинаида Гиппиус написала первую рецензию на произведение Сергея Есенина, чье имя еще практически никому не было знакомо на тот момент.

Произведения самой поэтессы попали в печать еще в 1888 году, а первая публикация стихов состоялась в журнале под названием «Северный вестник». А спустя некоторое время она решила публиковать свои статьи с литературной критикой под вымышленным именем Антон Крайний.

Зинаида Гиппиус писала о жизни, о любви, о народе и Родине. В своем раннем творчества Гиппиус осуждала рутину, обыденность и возвышала фантазийный мир. Она всегда очень остро ощущала, как сильно отличается от всех остальных. В творческой жизни этой личности огромную роль сыграли события Первой революции, именно после нее свет увидели сборники многих ее рассказов, в которых Зинаида придерживалась такого мнения, что улучшения в социальной жизни невозможны без изменений, которые должны произойти в душе самого человека.

События 1917 года писательница встречает с негативным настроем. Они с супругом принимают решение об эмиграции во Францию, в Париж, где еще с былых времен в их собственности была недвижимость. Зинаида очень резко высказывалась о сложившейся в стране ситуации и предрекала Советской России скорый упадок.

image

Вместе с любимым и единственным супругом Зинаида Гиппиус провела полвека, а после его кончины в 1941 году она начала писать о нем книгу, но так и не успела завершить свой труд в связи с ухудшением состояния здоровья. Рассудок Зинаиды со временем стал все больше затуманиваться. Она очень хотела как можно скорее встретиться с Мережковским, и ее желание было настолько сильным, что она несколько раз даже предпринимала попытки покончить жизнь раньше срока, наложив на себя руки. В 1945 году, в сентябре поэтесса скончалась. Она была погребена рядом с мужем.

Бессилье Стихотворение Зинаиды Гиппиус

Смотрю на море жадными очами, К земле прикованный, на берегу. Стою над пропастью — над небесами,- И улететь к лазури не могу. Не ведаю, восстать иль покориться, Нет смелости ни умереть, ни жить. Мне близок Бог — но не могу молиться, Хочу любви — и не могу любить. Я к солнцу, к солнцу руки простираю И вижу полог бледных облаков. Мне кажется, что истину я знаю — И только для нее не знаю слов.

Зинаида Гиппиус. Стихотворения. Paris: YMCA-Press, 1984.

Читайте также:  Александр Николаевич Радищев, краткая биография

Другие стихи Зинаиды Гиппиус

Анализ стихотворения «Все кругом»

Сначала, признаться, я решила взять стихотворение футуриста. Ничего удивительного, ведь футуристы оригинальны во всем — начиная с внешнего вида и заканчивая новаторством в поэзии. Но немного поразмышляв, решила, что символисты гораздо ближе мне по духу. Таким образом, выбор пал на яркую представительницу символизма — Зинаиду Гиппиус. Стихотворение «Все кругом» было написано в 1904 году. Изучив хронологию событий в России за этот год, я выяснила, что ничего особенного, кроме начала Русско-японской войны, не было. Так как поэзия Гиппиус все-таки исторична, можно было предположить, что написание стихотворения как-то связано с конфликтом. Но думаю, смысл стиха куда шире. Название «Все кругом» необъятное. Оно включает в себя буквально все! Отношения между людьми, между простым народом и властью, условия проживания этих людей, социальное неравенство и т.д. Каждый найдет в нем что-то свое. Это стихотворение вызывает во мне бурю эмоций. Я думаю, что это очень сильное произведение. В голове мгновенно всплывают яркие, в большинстве своем, какие-то отвратительные картинки, вызванные обилием «нелестных» прилагательных. Ураган беспорядочных цветов и эмоций. Скорее всего, автор была в очень эмоциональном состоянии и, желая выпустить возмущение наружу, написала это произведение. Стихотворение можно разделить на две смысловые части. Первая — очень эмоциональная, довольно красочная и немного безумная смесь определений. В глаза сразу бросаются несколько окказионализмов: мелко-нечестное, явно-довольное, тайно-блудливое, плоско-смешное, тошно-трусливое и т.д. Гиппиус, для еще большей выразительности, соединила по два определения, которые обычно используются отдельно. Первая часть строится исключительно на прилагательных и наречиях. Вторая же, в отличие от первой, пронизана безграничной верой в светлое будущее:

Но жалоб не надо. Что радости в плаче? Мы знаем, мы знаем: всё будет иначе.

Но, неизвестно почему, мне мерещится некоторая ирония. Быть может, она на самом деле здесь присутствует, а может быть, это чувство вызывает резкий контраст между частями. Точно судить не могу. В стихотворении, по разным источникам, есть либо одна, либо две строфы. Я все-таки решила, что их две и делятся они точно так же, как и смысловые части. В первой строфе 14 строк, во второй- всего 2. Рифма здесь — смежная. В стихотворении используется два размера — дактиль (в первой строфе) и амфибрахий (во второй):

Страшное, грубое, липкое, грязное _ _ _ l _ _ _ l _ _ _ l _ _ _ (дактиль)

Но жалоб не надо. Что радости в плаче? _ _ _ l _ _ _ l _ _ _ l _ _ _ (амфибрахий)

Уже упоминалось, что в первой строфе используется дактиль. А в дактиле, как известно, ударение падает на первую часть. Из этого можно выстроить довольно интересную теорию. Первая строфа, в ней дактиль (с ударением на первую часть)- начало истории. Вторая строфа, как середина рассказа, а в ней амфибрахий (с ударением на вторую часть). Финал, к сожалению, неизвестен, но думаю, он был бы написан с помощью анапеста.

Стихотворение имеет слегка резковатое, на мой взгляд, звучание. Думаю, это вызвано одиночными словами. В произведении, среди употребляемых частей речи, чаще всего встречаются прилагательные и наречия. С помощью этого, слегка необычного, приема достигается очень интересная атмосфера всего стихотворения в целом. Автор также дважды использует рефрен:

Непереносное, ложное, ложное! И Мы знаем, мы знаем: всё будет иначе.

Первый рефрен подчеркивает особую ложность того, о чем пишет. А с помощью второго, скорее всего, пытается убедить саму себя в том, что в итоге все изменится к лучшему. Нужно признать, что это стихотворение нравится далеко не всем. Не понимаю почему. На мой взгляд- оно просто потрясающее, так как вызывает множество эмоций. Произведение являет собой некоторое новаторство. Я больше нигде не видела, чтобы большая часть стиха состояла лишь из определений. Как писал о Гиппиус Сергей Маковский: «Она вся была – «наоборот», вызывающе, не как все». И это полностью подтверждается в данном стихотворении.

Зинаида Гиппиус: краткая биография и творчество

Зинаида Николаевна Гиппиус — поэтесса, критик, прозаик (20.11. [8.11.] 1869 Белев Тульской губ. — 9.9. 1945 Париж). Среди предков Зинаиды Николаевны были немецкие дворяне, эмигрировавшие в Москву в 1515 году. Отец — высокопоставленный юрист. В детстве Гиппиус время от времени жила в Санкт-Петербурге, здесь прошло 30 лет (с 1889 до эмиграции) ее супружеской жизни с Д. Мережковским — редкий в мировой литературе пример союза двух людей, послужившего их взаимному духовному обогащению.

Писать стихи Зинаида Гиппиус начала с 7-ми лет, с 1888 года они появляются в печати, а вскоре — и ее первый рассказ. До большевистского переворота вышло много сборников стихов, рассказов, пьес, романов. В 1903-09 гг. Зинаида Николаевна была тесно связана с редакцией религиозно-философского журнала «Новый путь», где публиковались, в частности, и ее литературно-критические статьи под псевдонимом Антон Крайний, обращавшие на себя внимание читателей. Салон Гиппиус в Санкт-Петербурге (1905-17) стал местом встречи символистов.

Поэтесса отвергала большевистский переворот, видя в нем акт против свободы и человеческого достоинства. 4.12.1919 ей вместе с Мережковским удалось выехать сначала в Варшаву, а потом в Париж. Там она стала одной из самых значительных поэтесс эмиграции. Один сборник «Стихи» (1922) вышел в Берлине, другой — «Сияния» (1938) — в Париже. Большим вниманием пользовалась также ее публицистика, особенно — книга «Живые лица» (1925). Посмертно была опубликована книга Гиппиус о ее муже «Дмитрий Мережковский» (1951).

До перестройки ее произведения в СССР не издавались, но в Мюнхене в начале 70-х гг. печатались репринтные издания. В 1990 году в Москве вышла книга Гиппиус «Дмитрий Мережковский» и роман «14 декабря«. В 1991 в России и в Тбилиси были напечатаны многие произведения Зинаиды Николаевны.

Лирика Гиппиус глубока по мысли, религиозна и совершенна в формальном отношении. Поэтесса вышла из круга символистов, для которых литература являлась частью широко понимаемого культурного процесса и средством выражения высшей духовной реальности. Человек, любовь и смерть — вот основные темы, круг которых захватывает ее поэзия. Поэзия для Зинаиды Гиппиус означает духовный опыт и постоянный философски-психологический спор с собой и с несовершенством земного существования. При этом интеллектуальный блеск соединяется у нее с поэтической восприимчивостью. В своей художественной прозе Гиппиус (под влиянием Достоевского) предпочитает изображать людей в пограничных ситуациях. Эта проза проникнута религиозным мировоззрением, которому в меньшей степени, чем у Мережковского, присущ мистицизм. Ее публицистика — высокого класса, это касается и дневников, и, прежде всего, очень лично написанных портретов А. Блока, В. Брюсова, В. Розанова и др. Здесь, как и в некоторых своих стихах, Зинаида Николаевна резко выступает против большевизма и дает свидетельство своего глубокого почитания свободы человеческого достоинства и русской культурной традиции.

Читайте также:  К некоторым фактам биографии Аркадия Гайдара.

Источник: В. Казак. Лексикон русской литературы XX века — М.: РИК «Культура», 1996

Зинаида Николаевна Гиппиус – известная русская поэтесса, писательница и литературный критик. Прочитав эту статью, вы познакомитесь с ее жизнью, а также с творческим наследием, которое оставила потомкам Зинаида Гиппиус.

Дата рождения поэтессы – 8 ноября 1869 года. Она появилась на свет в городе Белеве Тульской губернии. Отец ее – дворянин, обрусевший немец, в свое время был известным юристом. По матери русская поэтесса и писательница Зинаида Гиппиус является внучкой полицмейстера из Екатеринбурга. Образование Гиппиус не было систематическим, несмотря на то, что с юных лет она очень много читала.

З. Гиппиус и Д. Мережковский

image

В 1889 году Зинаида Николаевна вышла замуж за известного поэта Д.С. Мережковского. Она уехала из Тифлиса и вместе с ним перебралась в Петербург. Именно в этом городе годом ранее состоялся ее дебют в качестве поэтессы. Целых 52 года прожила со своим супругом Зинаида Гиппиус. Интересная биография этой женщины привлекает ценителей не только ее собственного творчества, но и творчества ее мужа. Неудивительно, ведь Зинаида Гиппиус прожила с ним долгую жизнь, по ее словам, “не разлучаясь… ни на один день”.

“Декадентская мадонна”

В ранних стихотворениях нашей героини заметно влияние С.Я. Надсона. Однако достаточно быстро преодолела его Зинаида Гиппиус. Биография ее уже с ранних лет отмечена созданием самостоятельных произведений. Участники литературной жизни двух столиц России на рубеже веков считали творчество писательницы олицетворением декаданса, а саму ее – “декадентской мадонной”. Так ее стали называть с 1895 года, когда было опубликовано “Посвящение”. “Люблю я себя, как Бога” – эту фразу из него любила повторять Зинаида Гиппиус. Биография поэтессы очень интересна с точки зрения смены масок, ролей. Не только образ “декадентской мадонны” искусно строился самой Гиппиус и внедрялся в сознание ценителей поэзии. Зинаида Николаевна примерила на себя еще несколько ролей. Предлагаем вам познакомиться с ними.

Смена ролей

Зинаида Гиппиус – поэтесса, которая тщательным образом продумывала свое литературное и социальное поведение. Она периодически меняла роли. Так, перед революцией 1905 года, приблизительно в течение 15 лет, поэтесса пропагандировала сексуальное раскрепощение. В это время несла на себе “крест чувственности” Зинаида Гиппиус. Творчество и биография поэтессы отражают ее позицию. О своем взгляде на жизнь, о “кресте чувственности” она написала в 1893 году в своем дневнике. После этого она стала противницей “учащей церкви”. В своем дневнике в 1901 году она написала, что “грех только один – самоумаление”. В период с 1901 по 1904 год Гиппиус была организатором религиозно-философских собраний, на которых была представлена программа “неохристианства”, которая соответствовала воззрениям ее мужа, Дмитрия Мережковского. Зинаида Гиппиус, биография которой свидетельствует о многогранности ее личности, также считала себя поборником революции духа, которая совершается вопреки мнению “стадной общественности”.

Дом Мурузи, взаимоотношения с А.А. Блоком

Дом Мурузи, который занимали Мережковские, стал важным центром общественной и религиозно-философской жизни Петербурга. Его посещение было обязательным для тяготеющих к символизму молодых писателей и мыслителей. Авторитет Гиппиус в объединении, сложившемся вокруг Мережковского, был бесспорным. Большинство его участников считало, что именно Зинаида Николаевна играет главную роль в любых его начинаниях. Однако практически все испытывали неприязнь к Гиппиус, поскольку поэтесса отличалась нетерпимостью, высокомерием, а также часто ставила эксперименты над людьми. Отношения между ней и А.А. Блоком стали особой страницей в истории отечественного символизма. Первая публикация Блока (в журнале “Новый путь”) состоялась именно при ее содействии. Но это не предотвратило резких конфликтов между ними в дальнейшем, которые были вызваны тем, что они по-разному относились к вопросам о назначении поэта и о сущности художественного творчества.

Два собрания стихов

Книгу под названием “Собрание стихов. 1889-1903” опубликовала в 1904 году Зинаида Гиппиус. Биография поэтессы через несколько лет была отмечена новым сборником. В 1910 появилась вторая книга, в которой были представлены произведения, созданные в период с 1903 по 1909 год. Публикация 1904 года стала большим событием в жизни отечественной поэзии. И. Анненский, откликаясь на нее, писал, что в творчестве Зинаиды Николаевны представлена вся 15-летняя история русского лирического модернизма. Основная тема ее произведений, по мнению Анненского, – “мучительное качание маятника в сердце”. В.Я. Брюсов, поклонник творчества Гиппиус, особо отметил ту “непобедимую правдивость”, с которой поэтесса фиксирует эмоциональные состояния, показывает жизнь ее “плененной души”.

За границей

В 1905 году произошла революция, которая способствовала усилению настроений, владевших Зинаидой Гиппиус. Мережковские решили уехать за границу. В период с 1906 по 1908 год они находились в Париже. Здесь супруги сблизились с эмигрантами-революционерами, в числе которых был Б.В. Савинков, которому Зинаида Николаевна помогала в его литературных опытах. В 1908 году Мережковские вернулись на родину. Здесь они участвовали в неком религиозно-философском обществе, в которое входил Блок, Бердяев, В.И. Иванов.

Литературный критик

Зинаида Гиппиус как критик известна под псевдонимом Антон Крайний. В начале 1900-х годов она являлась проповедником программы символизма, а также философских идей, на основании которых эта программа была построена. В качестве литературного критика Гиппиус часто публиковалась в журналах “Русское богатство” и “Весы”. Лучшие статьи писательница отобрала для созданной в 1908 году книги “Литературный дневник”. Следует сказать, что Зинаида Гиппиус (краткая биография и творчество которой подтверждают это) оценивала состояние современной отечественной художественной культуры в целом негативно. Эта ситуация, по ее мнению, была связана с крахом общественных идеалов и кризисом религиозных основ, которыми жил 19 век. Гиппиус считала, что призвание художника, которое современная литература не смогла осознать, состоит в прямом и активном воздействии на жизнь, которой следует “охристианиться”, поскольку другого выхода из духовного и идейного тупика не существует. Данные концепции поэтессы нацелены против писателей, которые примыкали к издательству “Знание”, руководимому М. Горьким, а также против литературы, которая опиралась на традиции классического реализма.

Отражение взглядов Гиппиус в литературном творчестве

В драматургии героини нашей статьи содержится тот же вызов представлениям, которые основаны на устаревшем понимании гуманизма и вере в либерализм. Здесь нужно отметить созданное в 1916 году “Зеленое кольцо”. Также эта позиция нашла отражение в ее рассказах, собранных в 5 сборников. В 1911 году Зинаида Гиппиус написала роман “Чертова кукла”, в котором описывается несостоятельность верований в усовершенствование общества мирным путем и в общественный прогресс.

Отношение к Октябрьской революции и его отражение в творчестве

К Октябрьской революции, произошедшей в 1917 году, отнеслась враждебно и непримиримо Зинаида Гиппиус. Краткая биография поэтессы дальнейших лет тесно связана с этим событием. Настроения, владевшие ею, отразились в книге Гиппиус “Последние стихи. 1914-1918”, опубликованной в 1918 году, а также в “Петербургских дневниках”, которые были частично опубликованы в 1920-е годы в эмигрантской периодике, а затем изданы на английском языке (в 1975 году) и на русском (в 1982).

И в дневниковых записях Гиппиус этого времени, и в поэзии (вышедшая в 1922 году книга “Стихи. Дневник 1911-1921”), и в литературно-критических статьях, помещенных в газету “Общее дело”, превалирует эсхатологическая нота. Зинаида Николаевна считала, что Россия безвозвратно погибла. Она говорила о наступлении царства антихриста. Поэтесса утверждала, что озверение бушует на развалинах культуры, рухнувшей в 1917 году. Дневники стали хроникой духовного и телесного умирания старого мира. К ним Зинаида Гиппиус относилась как к литературному жанру, который обладает одной уникальной особенностью – способностью запечатлеть и передать “само течение жизни”. Письма фиксируют мелочи, “исчезнувшие из памяти”, по которым в дальнейшем потомки составят достоверную картину событий, ставших трагедией в истории страны.

Разрыв отношений с принявшими революцию

Ненависть к революции у Зинаиды Гиппиус была настолько сильна, что поэтесса решила порвать отношения со всеми теми, кто принял ее, – с Брюсовым, Блоком, А. Белым. В 1925 году появился мемуарный цикл “Живые лица”, основа внутреннего сюжета которого – история этого разрыва, а также реконструкция идейных столкновений, приведших к событиям октября 1917 года. Революция привела к неизбежной конфронтации бывших союзников на литературном поприще. Сама эта революция описывается Зинаидой Гиппиус (наперекор Блоку, который увидел в ней очистительный ураган и взрыв стихий) как “скука потрясающая” и череда однообразных дней, их “тягучее удушье”. Однако эти будни были настолько чудовищны, что у Зинаиды Николаевны возникало желание “ослепнуть и оглохнуть”. “Громадное безумие” лежит в корне происходящего, как считала поэтесса. Тем важнее, по ее мнению, сохранить “твердую память” и “здравый ум”.

Творчество эмигрантского периода

В период эмиграции творчество Гиппиус начинает затухать. Зинаида Николаевна все больше убеждается в том, что поэт не может работать, находясь вдали от своей родины: “тяжелый холод” воцаряется в его душе, она мертва, будто “убитый ястреб”. Последняя метафора является ключевой в заключительном сборнике стихов “Сияния”, созданном в 1938 году. В нем мотивы одиночества являются преобладающими, поэтесса видит все взглядом “идущего мимо” (эти слова вынесены в заглавия важных стихов в позднем творчестве Гиппиус, напечатанных в 1924 году). Поэтесса пытается примириться с миром перед близким прощанием с ним, однако эти попытки сменяются позицией непримиримости со злом и насилием. Бунин, говоря о стилистике Зинаиды Гиппиус, которая не признает неприкрытой эмоциональности и нередко строится на оксюморонах, назвал творчество поэтессы “электрическими стихами”. Рецензируя “Сияния”, Ходасевич писал о том, что “поэтическая душа” Гиппиус борется в них с “непоэтическим умом”.

“Зеленая лампа”

Вы уже убедились в организаторских способностях, которыми обладала Зинаида Гиппиус. Биография, интересные факты и творчество во многом связаны с ее общественной деятельностью, которая продолжалась практически до самой смерти поэтессы. По ее инициативе было основано общество под названием “Зеленая лампа”, существовавшее с 1925 по 1940 год. Цель его создания – объединение различных литературных кругов, которые оказались в эмиграции, при условии, что они разделяли тот взгляд на призвание отечественной культуры за рубежами России, который Гиппиус сформулировала еще в начале деятельности этого кружка. Она считала, что нужно учиться подлинной свободе слова и мнений, а это сделать невозможно, если следовать “заветам” отжившей либерально-гуманистической традиции. Однако следует отметить, что “Зеленая лампа” не была свободна от идеологической нетерпимости. В результате этого среди ее участников возникали многочисленные конфликты.

Книга о Мережковском, которую написала Зинаида Гиппиус (биография)

Кратко творчество Зинаиды Николаевны мы рассмотрели. Осталось только рассказать о последней ее книге, которая, к сожалению, осталась незаконченной, а также о последних годах жизни поэтессы. Дмитрий Мережковский умер в 1941 году. Смерть своего мужа тяжело пережила Зинаида Николаевна. После его кончины она подверглась остракизму, причина которого – двусмысленная позиция, которую она занимала в отношении фашизма.

Последние годы своей жизни Гиппиус отдала работе над биографией своего супруга. Она была издана в 1951 году. Значительная часть посвященной Дмитрию Сергеевичу книги – о его идейной эволюции, а также об истории деятельности Религиозно-философских собраний. 9 сентября 1945 года скончалась Зинаида Гиппиус. Поэзия ее до сих пор живет в сердцах многочисленных ценителей ее творчества.

Факты из биографии Зинаиды Гиппиус

  • Родители поэтессы были немецкими дворянами, поселившимися в Тульской области и обрусевшими.
  • Из-за того, что её семья часто переезжала с места на место, Зинаида Гиппиус не могла получать нормального образования. Ей пришлось навёрстывать всё самостоятельно и с помощью гувернанток.
  • В своём письме к поэту Валерию Брюсову Зинаида Гиппиус рассказывала, что впервые начала писать стихи, когда ей было 7 лет (интересные факты о Валерии Брюсове).
  • Творила она под множеством псевдонимов, причём некоторые свои произведения Зинаида Гиппиус писала от лица мужчины.
  • В жизни Зинаиды Гиппиус важное место занимала семья. Когда её отдали в институт для девочек, разлучив с родителями, она так тосковала, что почти полгода провела в лазарете в больном состоянии, и её пришлось забрать домой.
  • Исследователи биографии Зинаиды Гиппиус подмечают, что она всегда старалась создать вокруг себя ореол холодности и равнодушия, но при личном общении люди подмечали, что на самом деле она совсем не такая — скорее взрывная, нежели бесчувственная.
  • Начав читать ещё в детстве, Зинаида Гиппиус обожала книги на протяжении всей жизни (интересные факты о книгах).
  • Братьев у неё не было, зато было целых трое сестёр.
  • Одно время Зинаида Гиппиус пыталась заняться переводом на русский поэмы Байрона, но в итоге забросила это занятие, не добившись особенных успехов.
  • Все читатели, знакомые не только с творчеством, но и с биографией Зинаиды Гиппиус, отмечают, что её ранние произведения отличаются мрачностью, несвойственной юным поэтам.
  • Своего мужа, писателя и поэта Дмитрия Мережковского, Гиппиус повстречала в 18 лет. Вскоре после этого они поженились, хотя поначалу знакомство их вышло холодным, и прожили вместе всю жизнь.
  • Второе после литературы место в жизни Зинаиды Гиппиус занимала верховая езда. Лошадей она страстно любила ещё с детства.
  • На её страсть к путешествиям, возможно, оказали влияние многочисленные переезды в детстве и юности. Она успела пожить и в Киеве, и в Тбилиси, и во многих других городах.
  • Чаще всего Зинаида Гиппиус подписывала свои публикации псевдонимом «Антон Крайний».
  • Она оказала содействие начинающему литератору Александру Блоку, и во многом благодаря ей он стал известен (интересные факты об Александре Блоке).
  • Рецензия за авторством Зинаиды Гиппиус на произведение малоизвестного тогда Сергея Есенина принесла ему первую популярность.
  • После свадьбы Гиппиус договорилась с мужем, что она будет писать только поэзию, а он только прозу, но вскоре он с её согласия нарушил этот уговор.
  • Будучи ветреной натурой, Зинаида Гиппиус часто увлекалась другими мужчинами.
  • Поэтесса часто устраивала в своём доме литературные вечера, на которые охотно собирались многие знаменитые поэты и писатели.
  • В числе других писателей, которые считали, что именно благодаря публикациям Зинаиды Гиппиус об их творчестве к ним пришла слава, был и Осип Мандельштам, позднее репрессированный советскими властями.
  • Зинаида Гиппиус с мужем покинула Россию после революции 1905 года, перебравшись во Францию, но спустя два года вернулась (интересные факты о Франции).
  • Она с супругом поддержала революцию большевиков в 1917 году, но вскоре они оба кардинально переменили своё мнение, а в 1920 году вернулись во Францию, на этот раз надолго.
  • Современники отмечали, что на протяжении всей жизни Зинаида Гиппиус любила шокировать публику, выставляя напоказ яркие рыжие волосы, необычно одеваясь и пользуясь чрезвычайно ярким макияжем.
  • Муж Зинаиды Гиппиус в 30-х годах читал лекции, посвящённые Леонардо да Винчи, в Италии, где был встречен очень тепло. Вскоре они оба по личному приглашению диктатора Муссолини перебрались в Италию (интересные факты об Италии).
  • После смерти мужа Гиппиус фактически самоустранилась из жизни, и следующие 4 года, до собственной смерти, провела в затворничестве. Позднее она была похоронена в одной с ним могиле, согласно её завещанию.
  • После эмиграции из России и она, и Мережковский активно выступали в прессе против захвата власти большевиками. Мережковский дошёл до того, что публично, в выступлении на радио, одобрил действия Гитлера. Когда Зинаида Гиппиус узнала об этом, она спокойно заявила мужу «вот теперь мы пропали».
  • После выступления Мережковского на радио и от него, и от Зинаиды Гиппиус отвернулось всё общество. Последние годы их жизни прошли в нужде и практически в полном одиночестве.

imageЗинаида Николаевна Гиппиус была из обрусевшей немецкой семьи, предки отца переселились в Россию в XIX веке; мать — родом из Сибири. Из-за частых переездов семьи (отец — юрист, занимал высокие должности) З. Гиппиус систематического образования не получила, посещала урывками учебные заведения. С детских лет увлекалась «писанием стихов и тайных дневников». В 1889 году в Тифлисе вышла замуж за Д. С. Мережковского, с которым «прожила 52 года, не разлучаясь ни на один день». Вместе с мужем в том же году переехала в Петербург; здесь супруги Мережковские завели широкие литературные знакомства и вскоре заняли видное место в художественной жизни столицы.

Стихотворения З. Гиппиус, опубликованные в журнале «старших» символистов «Северный вестник», — «Песня» («Мне нужно то, чего нет на свете…») и «Посвящение» (со строками: «Люблю я себя, как Бога») сразу получили скандальную известность. В 1904 вышло «Собрание стихов. 1889-1893» и в 1910 — «Собрание стихов. Кн.2. 1903-1909», объединенная с первой книгой постоянством тем и образов: душевный разлад человека, во всем ищущего высшего смысла, божественного оправдания низкого земного существования, но так и не нашедшего достаточных резонов смириться и принять — ни «тяжесть счастья», ни отречение от него.

В 1899-1901 Гиппиус тесно сотрудничает с журналом «Мир искусства»; в 1901-1904 является одним из организаторов и активным участником Религиозно-философских собраний и фактическим соредактором журнала «Новый путь», где печатаются ее умные и острые критические статьи под псевдонимом Антон Крайний, позже становится ведущим критиком журнала «Весы» (в 1908 избранные статьи вышли отдельной книгой — «Литературный дневник»).

В начале века квартира Мережковских становится одним из центров культурной жизни Петербурга, где молодые поэты проходили нелегкую проверку личным знакомством с «мэтрессой». З. Гиппиус предъявляла к поэзии высокие, предельные требования религиозного служения красоте и истине («стихи — это молитвы»). Сборники рассказов З. Гиппиус пользовались гораздо меньшим успехом у читателей и вызвали острые нападки критики.

События Революции 1905-1907 стали переломными в жизненной творческой биографии З. Гиппиус. Если до этого времени социально-политические вопросы находились вне сферы интересов З. Гиппиус, то после 9 января, которое, по словам писательницы, «перевернуло» ее, актуальная общественная проблематика, «гражданские мотивы» становятся доминирующими в ее творчестве, в особенности — в прозе. З. Гиппиус и Д. Мережковский становятся непримиримыми противниками самодержавия, борцами с консервативным государственным устройством России («Да, самодержавие — от Антихриста», — пишет Гиппиус в это время).

В феврале 1906 они уезжают в Париж, где проводят больше двух лет. Здесь супруги Мережковские выпускают сборник антимонархических статей на французском языке, сближаются с революционными кругами, поддерживают отношения с Б. Савинковым. Увлечение политикой не отменило мистических исканий З. Гиппиус: новый лозунг — «религиозной общественности» предполагал соединение всех радикальных сил интеллигенции для решения задачи обновления России.

Политические пристрастия отражаются на литературном творчестве тех лет; романы «Чертова кукла» (1911) и «Роман-царевич» (1912) откровенно тенденциозны, «проблемны». Резко изменившаяся жизненная позиция З. Гиппиус проявилась необычным образом во время Первой мировой войны, когда она стала писать стилизованные под лубок «простонародные» женские письма солдатам на фронт, иногда вкладывая их в кисеты, от лица трех женщин («псевдонимы» — имена и фамилии трех прислуг З. Гиппиус). Эти стихотворные послания («Лети, лети, подарочек, «На дальнюю сторонушку» и т.п.), не представляющие художественной ценности, имели большой общественный резонанс.

Октябрьскую революцию З. Гиппиус приняла враждебно (сборник «Последние стихи. 1911-1918», Пг., 1918) и в начале 1920 вместе с мужем эмигрировала, поселилась во Франции. За границей вышли еще два ее поэтических сборника: «Стихи. Дневник 1911-1921» (Берлин, 1922) и «Сияния» (Париж, 1939).

Ознакомиться с творчеством Гиппиус Зинаиды

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий