Значение ДВОРЖАК КАРЛ ЛЕОПОЛЬДОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

Интересные факты о самом известном и наиболее часто исполняемом чешском композиторе.

image

родился в семье мясника. Первым подарком, который Антонин получил в детстве, стал передник и оселок на основании ДНК-анализа внука Антонина Дворжака было установлено, что предки композитора происходили из Казахстана или Пакистана его семья жила в в местечке Нелагозевес в 26 километров от Праги. Сейчас Дом Дворжака в Нелагозевесе арендует за символическую плату (1 крону в год) Музей чешской музыки Дворжак был влюблен в свою ученицу — Жозефину Чермякову, которой посвятил один из своих вокальных сборников «Кипарисы». Но Жозефина вышла замуж за другого кавалера, и Антонин сделал предложение её сестре Анне Антонин и Анна Дворжакова поженились в 1873 году и прожили в браке 31 год. У них было 9 детей среди его увлечений помимо музыки были железная дорога и разведение голубей Антонин Дворжак был очень набожным человеком страдал агорафобией (боязнь открытых дверей, открытого пространства и скопления людей), которая увеличивалась к концу жизни два с половиной года Дворжак провел в США. Там его международная известность достигла своего пика

image

на поездку в Америку композитор долго не мог решиться: весной 1891 года президент Национальной музыкальной консерватории Джаннет Турбер предложила Дворжаку руководство и дирижирование несколькими концертами с оплатой 15 000 долларов в год. Этот гонорар был в 30 раз больше, чем ему могла предложить пражская консерватория. Композитор предложение отверг, сказав, что максимум на что он может согласиться – дирижирование несколькими концертами несмотря на отказ Дворжака буквально бомбардировали письмами и телеграммами и 1 августа 1891 года прислали копию контракта, однако он подписал контракт только в конце октября фамилия композитора по степени распространенности в Чехии стоит на четвертом месте. Здесь проживает 22,5 000 мужчин и почти 24 000 женщин с этой фамилией. Существует много версий о ее происхождении. Первая версия. “Дворжаки” могли быть свободными крестьянами, буквально – хозяевами большого двора. Они были освобождены от уплаты оброка, и подчинялись только королю, но дворянского титула у них не было. Вторая версия. “Дворжаками” называли людей, нанимавшихся на работу в такие большие хозяйства, «дворы». Третья версия. Так же называли и тех, кто жил при «дворе» королевского, дворянского замка или града, то есть слуг высшего и низшего ранга. Четвертая версия. Прозвище Дворжак мог получить и управляющий поместьем. Как бы то ни было, фамилия Дворжак связана со всеми слоями феодального общества в Праге музей композитора расположен в летнем барочном дворце “Америка” (улица Ke Karlovu, 20). Музей был открыт в 1932 году похоронен композитор на кладбище Вышеграда в Праге

Дворжак — Один из основоположников чешской национальной музыкальной классики, Дворжак вслед за Б. Сметаной воплотил в своём творчестве картины чешских природы и народного быта (циклы из 6 фотепианных дуэтов «Из чешского леса», фортепианные пьесы «Поэтические картины»), сказочные народно-поэтические мотивы (опера «Чёрт и Кача», 1899, симфонические поэмы на сюжеты чешских народных сказок и легенд — «Водяной»«Полуденница»«Голубок», 1896, «Богатырская песнь», 1897, и др.).

Оперы Дворжака составляют основу чешского национального оперного репертуара. Ему принадлежат народные бытовые оперы «Упрямцы» (1874) и «Хитрый крестьянин» (1877); лирическая опера-сказка «Русалка» (пост. 1901 — одна из популярнейших чешских опер); «Якобинец» (пост. 1889); «Дмитрий» (соч. 1882; на сюжет из русской истории, но с идеализированным образом Самозванца); «Армида» по Т. Тассо (пост. 1904). Наиболее значительный вклад в мировую музыкальную культуру Дворжак внёс своими симфоническими и инструментальными сочинениями. Тесная связь с мелосом и ритмом чешской народной песни в крестьянской устной традиции особенно ярко проявилась в обработках народных славянских (чешских, словацких, сербских, польских, украинских) танцев — «Славянские танцы» (для оркестра и для фортепианного дуэта) и «Славянские рапсодии», в которых отразилось интонационно-ритмическое своеобразие музыкального творчества славянских народов. Связи со славянской песенно-танцевальной музыкой ощущаются и в многочисленных камерно-инструментальных ансамблях (в т. ч. трио «Думки»). Ярко национальные по колориту сочинения Дворжака, органически впитавшего и претворившего типические особенности песенного и танцевального чешского фольклора, отличаются стройностью формы, мелодическим богатством, разнообразием ритма и гармонии, красочностью инструментовки; многие из них привлекают жизнерадостностью, тёплым лиризмом, юмором. Дворжак — почётный доктор философии Карпова университета, член Чешской академии наук и искусств (1890), с 1891 профессор Пражской консерватории, с 1901 — её директор, в 1892-95 (с перерывом) директор Национальной консерватории в Нью-Йорке. Пребывание в США обогатило Дворжака впечатлениями, которые он отразил в своей последней, наиболее зрелой, героико-драматической 9-й симфонии — «Из Нового Света» (1-е исполнение — Нью-Йорк, 1893); в ней использованы некоторые негритянские и индейские мелодические и ритмические обороты в сочетании с элементами славянской, чешской песенности. С 1963 в Чехословакии на ежегодных Международных фестивалях «Пражская весна» проводятся конкурсы виолончелистов им. А. Дворжака. Полное собрание музыкальных сочинений издаётся в Праге (с 1955, будет завершено в начала 1970-х гг.). Дворжаку принадлежат 10 опер, оратория, кантаты, культовые сочинения (в т. ч. месса, реквием), 9 симфоний, 5 симфонических поэм (1896-97), 5 увертюр, серенада для струнного оркестра (1875), концерты с оркестром для фортепиано (1876), скрипки (1880) и виолончели (1895), инструментальные и вокальные ансамбли; фортепиано пьесы, хоры, песни. Дворжак (Dvorak) Антонин (8.9.1841, деревня Нелагозевес на Влтаве, близ Праги, — 1.5.1904, Прага), чешский композитор. В детстве Дворжак воспринял национальные музыкальные традиции, занимаясь с местным учителем (церковным органистом и композитором, т. н. кантором); в 1854-57 учился у А. Лимана в Злонице (теория музыки, игра на альте, фортепиано и органе), в 1857-58 — в Пражской органной школе. Играл на альте в одном из пражских камерных оркестров, с 1862 — в оркестре «Временного театра». Уже в ранних сочинениях Дворжак отразились самобытные черты чешской народной песенности (струнный квинтет, 1861, квартет, 1862). Народный характер музыки и патриотическая тематика кантаты «Гимн» (текст В. Галека «Наследники Белой Горы», соч. 1872, исп. 1873) привлекли к Дворжаку внимание широкой публики. В 1873 сблизился с И. Брамсом, который высоко ценил творчество Дворжака и содействовал изданию его произведений. Среди сочинений Дворжака 1870-х гг. несколько опер, «Моравские дуэты»,«Stabat Mater», 1-я серия «Славянских танцев» для оркестра, которыми сам дирижировал (выступал как дирижёр и за рубежом). В 1880-е гг. им написано большинство крупных произведений: 4 симфонии, концерт для скрипки с оркестром (1880), увертюры «Моя Родина» (1882) и «Гуситская» (1883), оратория «Святая Людмила» — первая в чешской музыке (1886), а также камерно-инструментальные и хоровые сочинения, 2-я серия «Славянских танцев» (1886) и др. Содержание большинства из них связано с идеей борьбы чешского народа, подвигами национальных героев. В 1888 Дворжак познакомился в Праге с П. И. Чайковским и по его приглашению в 1890 посетил Россию, выступал как дирижёр в Москве и Петербурге с исполнением своих произведений. В 90-е гг. 19 в. началась общественно-педагогическая деятельность Дворжака (среди учеников — В. Новак О. Недбал и И. Сук).

Антонін Дворжак – чеський композитор.

В 6 років Дворжак відвідує музичну школу і вчиться у органіста.

Починаючи з 1854 року і протягом 3 років навчається теорії музики, грі на альті, фортепіано та органі. Наступні 2 роки він відвідує Празьку школу органістів, де йому особливо вдається гра на скрипці і альті.

У 1860-ті працює альтистом в Чеському провизионном театру, у 1871 році він залишає театр і оркестр заради написання музики.

У 1873 році він одружується на сестрі одній із своїх учениць, з якою вони проджили 31 рік і народили 9 дітей.

Антонін стає органістом у церкві в Празі. У 1875 році Дворжак пише другий струнний квінтет, який через 2 роки зацікавлює Брамса, а трохи пізніше вони стають друзями.

Брамс підштовхує Дворжака до публікації Слов’янських танців, які стають популярними вже в 1878 році.

А в 1880 творчість Дворжака дізнаються і за межами рідної країни.

У 1883 році Дворжак їде в Лондон і виступає там у 1884 році. Затримавшись в країні, він пише симфонію № 7, присвячує її Лондону і представляє її публіці в 1885 році.

Надихнувшись творами Чайковського в 1890 році приїжджає в Москву і Санкт-Петербург для того, щоб диригувати оркестрами, виконують його музику.

У 1891 році отримав почесне звання Кембріджського університету, і трохи пізніше являє Реквієм.

У 1892 році Дворжак їде в Америку, де живе 3 році і працює в якості директора Національної консерваторії Нью-Йорка.

У 1893 році пише Симфонію № 9, яка його і прославила. Перебуваючи в діаспорі чехів в Айові, пише 2 квінтету і сонатину, а в 1895 році працює над скрипковим концертом.

У 1895 році повертається в рідну Європу, а через рік після повернення в останній раз відвідує Лондон на представлення свого скрипкового концерту.

Перед смертю обіймав посаду директора Празької консерваторії.

Помер 1 травня 1904 року від серцевого нападу.

Досягнення Антоніна Дворжака:

Дати з біографії Антоніна Дворжака:

Цікаві факти Антоніна Дворжака:

Антонин Двржак (чеш. Antonn Leopold DvokВ (инф.); 8 сентября 1841 годаВ — 1 мая 1904 года)В — чешский композитор, представитель романтизма. В его произведениях широко используются мотивы и элементы народной музыки Моравии и Богемии. Вместе с Б. Сметаной является создателем чешской национальной музыкальной школы. К числу наиболее известных работ Дворжака относятся Симфония №В 9 «Из Нового света» (написанная в США), опера «Русалка», Концерт для виолончели с оркестром, «Американский» струнный квартет, Реквием, Stabat Mater и «Славянские танцы».

Биография

Ранние годы

Родился 8 сентября 1841 года в деревне Нелагозевес близ Праги, первым из восьми детей. В Нелагозевесе он прожил большую часть жизни. Его отец Франтишек Дворжак был мясником, трактирщиком и профессиональным исполнителем на цитре. Родители рано распознали музыкальное дарование ребёнка и решили как можно раньше начать развитие его таланта. С 6 лет Дворжак начал посещать деревенскую музыкальную школу. Его учителем был местный церковный органист. В 1854—1857 годах обучался в Злонице теории музыки, игре на альте, фортепиано и органе. С 1857 по 1858 годы Дворжак учится в Пражской школе органистов, где постепенно становится виртуозным исполнителем на скрипке и альте.

В течение 1860-х Дворжак служит альтистом в оркестре Чешского провизионного театра. С 1866 года этот оркестр принимает под управление Бедржих Сметана. Постоянная необходимость в дополнительном заработке оставляла молодому музыканту мало времени, и в 1871 году он покидает оркестр ради написания музыки.

В это время Дворжак влюбляется в одну из своих ученицВ — Жозефину Чермякову, которой посвящает один из своих вокальных сборников «Кипарисы». После того, как она вышла замуж за другого претендента, Антонин делает предложение её сестре Анне. Антонин и Анна Дворжакова (1854—1931) поженились в 1873 году и прожили в браке 31 год. У них было 9 детей: Отокар (1874—1877), Йозефа (1875; умерла во младенчестве), Ружена (1876—1877), Отилия (1878—1905), Анна (1880—1923), Магдалена (1881—1952), Антонин (1883—1956), Отакар (1885—1961) и Алоизия (1888—1967).

В эти годы получает широкое признание композиторский талант Дворжака. Став органистом в церкви св. Адальберта в Праге, он с головой погружается в плодотворную композиторскую работу. В 1875 году он заканчивает работу над вторым струнным квинтетом. В 1877 году критик Эдуард Ганслик сообщил Дворжаку, что его работы привлекли внимание Брамса, с которым они позднее стали друзьями. Именно Брамс решил дать толчок развитию творчества Дворжака, связавшись с музыкальным издателем Ф. Зимроком, который заказал Дворжаку первый сборник «Славянских танцев». Опубликованный в 1878 году, он сразу же стал пользоваться популярностью. Первое произведение Дворжака, исполненное за границейВ — Stabat Mater (1880 год).

После успеха этого произведения у британских слушателей в 1883 году, Дворжак был приглашен в Лондон, где в 1884 году выступил с большим успехом. Его симфония №В 7 была написана специально для британской столицы, где состоялась её премьера в 1885 году. В общей сложности, Дворжак посещал Великобританию девять раз, зачастую он лично дирижировал оркестрами, исполнявшими его произведения. Под влиянием П.В И.В Чайковского он посещает Россию в 1890 году. В Москве и Санкт-Петербурге он дирижирует оркестрами, исполняющими его музыку.

В 1891 году Дворжак получает почетное звание от Кембриджского университета. В этом же году состоялась премьера его Реквиема на музыкальном триеннале в Бирмингеме.

Америка

С 1892 по 1895В гг. Дворжак является директором Национальной консерватории в Нью-Йорке. Здесь он встречает одного из первых афроамериканских композиторовВ — Харли Берли, который знакомит Дворжака с американской музыкой в стиле спиричуэл.

В течение зимы и весны 1893 года Дворжак создаёт свою знаменитую Симфонию №В 9 «Из Нового света». Летом того же года он посещает чешскую диаспору в Спиллвилле, штат Айова. Здесь, будучи окружённым эмигрировавшими родственниками и земляками, он создаёт 2 струнных квартета и сонатину для фортепиано со скрипкой. В течение трёх месяцев 1895-го года он работает над скрипичным концертом в си-бемоль миноре.

Дворжак Антонин

image 1841 — 1904, чешский композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель.

Отношения Чайковского и Дворжака — вершина славянских контактов русского композитора. Дворжак обобщил в своей музыке разные славянские истоки — не только чешские, но и словацкие, моравские, украинские… На сюжет из русской истории он создал оперу «Димитрий». Дворжак хорошо знал творчество Чайковского и испытывал его несомненное влияние. Его Восьмая симфония несомненно вдохновлена Пятой Чайковского. По свидетельству близких Дворжаку людей, его потрясла Шестая…

Личное знакомство Чайковского и Дворжака состоялось в Праге 12 февраля 1888 в Национальном театре. Петр Ильич любил Прагу, и его в этом городе, в этой стране тоже любили, почитали, понимали, исполняли. Чайковский и Дворжак виделись в Праге каждый день пребывания там русского композитора — в доме Дворжака, в художественном кружке «Умелецка беседа», на концертах, спектаклях. Чайковский посещал репетиции Седьмой симфонии Дворжака, а Дворжак бывал на всех репетициях Чайковского, как перед оркестровым концертом, так и перед премьерой «Евгения Онегина». По поводу этой оперы Дворжак писал Петру Ильичу в январе 1889: «С радостью признаюсь, что Ваша опера произвела на меня глубокое впечатление, именно такое, какое я ожидаю от настоящего артистического творения… Это чудное произведение, полное теплого чувства и поэзии…, это музыка, манящая нас к себе и проникающая так глубоко в душу, что ее нельзя забыть». (XY — А, 32). Автор «Онегина» был растроган и ответил: «Мнение Ваше об моей опере мне особенно ценно не только потому, что Вы великий художник, но и потому, что Вы правдивый и искренний человек!» (там же).

Дворжак подарил Чайковскому клавир своей большой оперы «Димитрий» и, как вспоминала впоследствии Мария Червинкова, Чайковский, похвалив музыку, выразил сожаление, что Дворжак не изучил в достаточной степени русские песни, что вообще «великорусский элемент» воплощен недостаточно. В библиотеке Чайковского хранится партитура Второй симфонии Дворжака с сердечной надписью и фотография с автографом на память.

По инициативе Чайковского Дворжак приезжал в Россию и дирижировал концертами из своих произведений в Москве и Петербурге в феврале — марте 1889. Петр Ильич принимал деятельное участие в работе Императорского русского музыкального общества и заботился о художественном уровне концертов. Он писал: «Дворжак, будучи очень знаменит, придал бы нашим концертам много авторитетности и значения…» (XY — А, 23). Узнав, что Дворжак согласился на предложение из России, он сразу откликнулся: «Спасибо Вам, милый друг! Вы оказываете нашему Московскому музыкальному обществу огромную услугу…» (XY — А, 54). К сожалению, во время гастролей Дворжака в Москве и Петербурге, Чайковский гастролировал в Европе. А когда осенью 1892 Петр Ильич приехал в Прагу по случаю постановки там «Пиковой дамы», Дворжак находился в концертном турне по Америке…

Л. З. Корабельникова

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий